ГлавнаяО языкеКнигиГрамматикаФонетикаНовости
 

Новости

Выбрать по дате

Июль, 2017
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Как я выучила английский язык. Часть третья. Второй курс

Автор:   
3.12.2013 21:46

8 августа 2005 г.

Автор: Nina

Предыдущая статья цикла: Как я сдавала CAE. Часть третья. Экзамен и результаты

Я сдавала IELTS General Module в Москве в августе 2003 года. Едва ли меня можно назвать типичным кандидатом на сдачу IELTS (за плечами уже были два других экзамена по английскому), но в процессе подготовки к этому экзамену я нашла несколько «рецептов», которые могут пригодиться и другим страждущим.

Сразу хочу предупредить, что чтобы хорошо сдать любой экзамен, надо много работать. Это не очерки из серии «Как сдать IELTS на 9 баллов, не вставая с дивана». Другое дело, что работать надо четко в направлении, которое приведет вас к успешной сдаче, а не тратить драгоценное время на поиски правильной стратегии (ну или философского камня - для читающих эту заметку с дивана).

Этот цикл заметок я распланировала на четыре части: по одной статье о каждом разделе экзамена (Listening, Reading, Writing и Speaking). В этой, первой части, я расскажу о том, как я готовилась и сдавала первую часть IELTS - Listening (аудирование).

Кратко о формате Listening

Listening длится около 40 минут (30 минут слушаем и отвечаем на вопросы, 10 минут дается на перенос ответов на экзаменационный бланк) и состоит из четырех частей. Каждая часть начинается с тридцатисекундной паузы на знакомство с вопросами этой части, затем проигрывается отрывок - диалог, монолог или разговор между несколькими людьми, затем дается еще одна-две минуты на выверку ответов, и начинается следующая часть. Всего в этой части 40 вопросов, ответ на каждый из которых принесет вам один балл. Эта часть одинаковая для сдающих General Module и Academic Module, так что мой опыт и советы могут пригодиться всем, кто готовится к этому экзамену.

Вопросы в Listening следующих типов: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, выбор двух и более ответов из списка, заполнение пропусков и «заметки» (note-taking). Отрывок для прослушивания проигрывается только один раз. Каждая последующая часть сложнее предыдущей - и темп речи быстрее, и сами тексты сложнее. Голоса на пленке - с легкими региональными акцентами, в основном британскими и австралийскими. После окончания четвертой части кандидатам дается время перенести ответы из буклета с вопросами на бланк ответов (Answer Sheet).

Подготовка

Я и раньше часто слушала радио, а когда у меня появилась возможность слушать радио в сети (http://www.bbc.co.uk/radio/), я стала слушать радиопередачи каждый день. Все радиостанции BBC, кроме BBC World Service, рассчитаны на британскую аудиторию, и скорость речи на них намного выше, чем на экзаменационных заданиях IELTS. Передачи на внутренних радиостанциях также намного интереснее - разброс обсуждаемых предметов не ограничивается голодом в Африке и политической обстановкой на Ближнем Востоке. Транслируются радиопьесы, аудиокниги, комедийные и документальные передачи. Через год систематического прослушивания британских радиостанций я стала понимать практически каждое слово из услышанного. Для этого даже не нужен большой словарный запас - на письме употребляется гораздо больше разных слов, чем в речи.

Прежде чем я перейду к частностям, опишу, как проходила моя подготовка к Listening в целом. Конечно, я не прекращала слушать обычное радио - и ради практики, и ради удовольствия. Радио я слушаю, занимаясь работой по хозяйству или рутинной работой на компьютере, так что час-два в день я всегда могу выделить на аудирование без ущерба для здоровья. Подготовку к экзамену втиснуть в рабочий график было сложнее. Где взять час-полтора на целый пробный тест по аудированию и последующие проверку правильных ответов, разбор неправильных ответов, осмысление результатов и их возможного влияния на дальнейший ход истории человечества? По будням можно выделить некоторое время с утра, четверть часа, не больше. Каждый будний день до работы я делала только одну часть Listening, сразу проверяла результаты и откладывала тест до следующего дня. Это занимало 10-15 минут. Результаты каждой части я записывала в файл Excel, где потом подводила итоги и отслеживала прогресс - если таковой имел место быть. Выходные были распланированы до самого экзамена: предполагалось, что каждую субботу я буду делать пробный тест от начала до конца (на практике всегда получалось сделать Listening и Reading, сразу после этого Writing писать было лень, и писала я сочинения через раз и после большого перерыва, а про Speaking я удобно «забывала», откладывая его на последний день).

Казалось бы, что еще нужно для успешной сдачи аудирования, если на слух понимаешь все отлично? Ан нет, этого недостаточно. Чтобы получить хороший балл в Listening на IELTS, надо не только понимать услышанное, но и уметь анализировать полученную информацию и вычленять из речевого потока ответы на вопросы - и все это одновременно, ведь попытка дается только одна. И если выбор правильного ответа из нескольких вариантов особой трудности не представлял, то вот заполнение пропусков...

The art of note-taking.
Эти самые заметки - вопросы, где надо вписать ответ, уложив всю нужную информацию в не более чем три слова - поначалу мне не давались совсем. Сперва я полагала, что важнее написать ответ на вопрос грамматически правильно, чем уложиться в три слова, как требовали инструкции, и писала в пробных тестах что-то вроде «the lecturers are busy» там, где правильным ответом было «lecturers busy». После нескольких пробных тестов я набила руку и стала умещать всю нужную информацию в два-три слова, опуская артикли и вспомогательные глаголы. В первой, самой легкой части экзамена, иногда требуется записать номер телефона, адрес или фамилию. С этим у меня тоже возникали закономерные проблемы - ведь за годы пассивного прослушивания радио мне и в голову не приходило что-то записать под диктовку. Но и эти трудности после нескольких пробных тестов сошли на нет: достаточно было повторить, как звучит английский алфавит, запомнить, как произносятся две одинаковых цифры в номере подряд (22 - double two и т.п.) и такие вопросы больше трудностей не вызывали.

Другая вещь, которая очень мне помогла при подготовке и последующей сдаче этой части - это карандашные пометки в буклете с вопросами. Прочитывая вопросы перед началом каждой части, я обязательно подчеркивала все ключевые слова в вопросах, а кое-где - и в вариантах ответов. Главное - не переборщить и не перечеркать все подряд, а выделить самое главное, то, на что надо обязательно обратить внимание при прослушивании. Если требуется указать дату - подчеркиваем в вопросе «date» или «when», если место - все перечисленные варианты городов или стран и так далее, чтобы при прослушивании на них зацепился взгляд. Если требовалось указать сразу несколько вариантов ответа (например, три причины чего-либо), то на полях у вопроса я приписывала «3 choices!!!», чтобы не забыть отметить все три варианта ответа. Иначе можно услышать один правильный вариант, отметить его и сразу переключиться на ожидание ответа к следующему вопросу, что неправильно. Балл за правильный ответ в таком вопросе дается только в том случае, если указаны все правильные варианты. Полубаллов за частично правильный ответ не бывает.

Паузы между отрывками - это жизненно важный временной ресурс, который надо использовать как можно эффективнее. В первую очередь, не вслушивайтесь в начало кассеты - вы уже слышали эти стандартные инструкции десяток раз перед экзаменом, они одинаковы что в сборниках примерных тестов, что на самом экзамене. Сразу открывайте буклет и пролистайте его. Прикиньте масштабы бедствия. Затем вернитесь к первой части и внимательно прочтите все вопросы, сразу подчеркивая ключевые слова. В заданиях, где надо вписать ответ своими словами, попробуйте проанализировать, какой ответ от вас требуется - дата, сумма, телефонный номер и т.д. Продолжайте перечитывать вопросы до тех пор, пока не зазвучит сам отрывок. Отвечайте на вопросы сразу - не надейтесь на минутную паузу после окончания отрывка, к тому моменту вы уже все забудете.

Если вы хорошо подготовились - выделили ключевые моменты в вопросах, перечитали и запомнили вопросы - то проблем с пропуском следующего вопроса, пока отвечаете на текущий, быть не должно. В отрывках на экзамене ответы на вопросы не следуют в предложениях один за другим, обычно между ними говорится еще две-три фразы, которые играют роль «заполнителей». Если в первой части экзамена ответы на вопросы даются открытым текстом, а иногда еще и повторяются на разные лады, то в последующих частях ответы на вопросы необходимо извлекать из текста, анализировать информацию. Чем сложнее отрывок, тем лучше «спрятаны» в нем ответы на вопросы.

После каждой части делается пауза на проверку ответов. Не надо тратить это время на перенесение ответов на Answer Sheet, для этого будет время в конце теста. Лучше перепроверьте еще раз все ответы этой части.
На что обращать внимание:

  • зачеркнутые ответы (выбрал один, передумал, зачеркнул, выбрал другой). Выделите из мазни правильный ответ так, чтобы при перенесении ответов не возникло сомнений, а какой же из них вы хотели оставить как окончательный вариант;
  • опечатки в ответах, где надо вписать слово или словосочетание;
  • заполнение не того пропуска (!). Если все ваши ответы в отдельно взятой части (скажем, десять вопросов), сместятся на один пункт из-за того, что вы в самом начале написали ответ на 21-й вопрос на строке 22-го, то неправильными будут все десять ответов;
  • случайный выбор не того ответа. Думал «B», отметил «C». Тоже бывает.

Если с ответами этой части все в порядке, то можно сразу перелистывать буклет и начинать читать вопросы следующей части и подчеркивать ключевые слова.

В конце четвертой части проверьте все ответы последней части, затем внимательно скопируйте ответы на Answer Sheet, проверьте, правильно ли вы их перенесли (и тут можно перепутать строчки и вписать ответ не туда). «Складывать лапки» после этого нельзя, продолжайте проверять, правильно ли вы все перенесли, правильно ли ответили, уделите внимание вопросам, ответы на которые вы пропустили, или успели написать/отметить, но сомневаетесь. Вписывайте ответы на эти вопросы в бланк ответов в последнюю очередь.


В последнюю неделю перед экзаменом я показывала на пробных тестах стабильный результат в 39-40 правильных ответов. При этом ошибалась я обычно в первой, самой легкой части - пока я собиралась с силами и настраивалась на экзамен, ответы на один-два вопроса пролетали мимо ушей, и мне приходилось выбирать их наугад. Впрочем, я надеялась на хороший результат даже с учетом возможной паники в начале экзамена.

На экзамене

Чего я боялась больше всего, то и случилось: я отвлеклась в самой первой части и пропустила вопрос. Каким-то невероятным усилием воли мне удалось «прокрутить» пропущенный отрывок в голове еще раз и я-таки ответила на вопрос, хотя и сомневалась, что ответ будет правильным. Шок того, что я по собственной глупости пропустила один из самых легких вопросов, чуть не стоил мне пропуска следующих вопросов части, но в конце концов удалось собраться, забыть о ранней неудаче и сконцентрироваться на задании. Обстановка на экзамене была напряженной, и если в течение первых двух частей все молча слушали и скрипели карандашами по бумаге, то во второй половине Listening с нескольких парт я слышала разочарованные вздохи тех, кто не успел или потерял нить дискуссии. В целом все прошло очень быстро: только раздали буклеты с вопросами, и вот их уже снова собирают. Самым трудным для меня было сконцентрироваться в начале экзамена и не отвлекаться на посторонние шумы (колокола близлежащей церкви (!), охи-чихи других сдающих) в течение всего времени теста.

Результаты

Ожидаемый балл: 8-9; получила: 9.

Следующая статья цикла: Как я сдавала IELTS. Часть вторая. Reading

Читайте также:

Международный экзамен BEC

2.11.2009 09:30

Международный экзамен BEC по достоинству оценивает знания делового английского и предоставляет сертификат, подтверждающий умение эффективно общаться в деловой среде. Этот экзамен рекомендуется сдавать тем, кто собирается строить карьеру на международном уровне.

Как получить сертификат IELTS

3.4.2012 09:20

Тест IELTS считается одним из самых популярных международных тестов по проверке знаний английского языка. Тест был разработан в 1989 году и за время его существования более 10 млн. человек получили сертификаты...

Как я выучила английский язык. Часть третья. Второй курс

29.10.2013 21:28

Итак, я остановилась на том, что мысль «надо что-то делать» не давала мне покоя. Конечно, это было так, но я никуда не торопилась: в начале второго года обучения пятый курс, работа, взрослая жизнь были так далеко - казалось, что времени хватит на все. В начале курса у нас опять сменился преподаватель по иностранному языку. На этот раз английский у нас вела миловидная, но наводящая на меня тихий ужас преподавательница, которую интересовали только переводы «по профилю»...

Последние статьи

Нам интересно ваше мнение

Какой способ общения наиболее эффективный по вашему мнению?

общение на аглийском языке в группе
общение один на один с преподавателем
общение по скайпу с носителями языка
обмен сообщениями и письмами по интернету
Проголосовать

http://comtutor.ru - Семейство онлайн курсов для изучения английского языка