«Все дети лингвистические гении,
если какой-нибудь взрослый
захочет быстро приобрести комплекс неполноценности,
то все, что для этого
надо сделать, – это посоревноваться в изучении
иностранного языка с малышом».
Глен Доман
По мнению российских оппонентов, иностранный язык изучать параллельно с русским, буквально «с пеленок» в обычной, недвуязычной семье нежелательно.
Ставя в раннем возрасте английское произношение, впоследствии у ребенка могут возникнуть трудности с произношением русской речи. Начинать обучение иностранному следует приблизительно лет с пяти, когда уже закончен процесс формирования родного языка, малыш достаточно чисто произносит слова и умеет читать. В противном случае ситуация чревата походом к логопеду. Несмотря на разночтения во мнениях, как российские, так и зарубежные педагоги и психологи сводятся к единому мнению: ребенку гораздо легче усвоить иностранный язык, нежели взрослому. Если это так то откуда берутся проблемы и неудачи? Что же мешает нашим детям, имеющим хорошую подготовку, говорить на иностранном языке?
Мешает этому пресловутый психологический барьер, корни которого часто начинают формироваться на этапе раннего обучения.
Способы обучения иностранным языкам давно являются предметом дискуссий методистов. Но в одном все сходятся: социальный заказ диктует формы обучения. Сегодняшнее время требует совсем других навыков. В первую очередь, умения общаться на иностранном языке.
Обучение английскому языку начинается с 5-6 лет. В своей работе я использую программы Верещагиной И.Н., Притыкиной М.З. Несмотря на уникальность методики этих авторов, разработан вводный курс с учетом рекомендаций детских психологов и педагогов, которые обращают внимание на то, что дети 5-8 лет не любят работать в паре, им хочется выделиться, проявить повышенную активность. С первых шагов младшим школьникам должно быть комфортно и «привычно» на уроке английского языка. На помощь приходят куклы, герои мультфильмов, на уроках возникают разные типы игровых ситуаций. Обучение английскому языку сводится к овладению системой и нормами языка. С первых же уроков вводятся звуки, наряду с разучиванием песенок, рифмовок, стихотворений. Активно идет работа над звуками. При этом очень помогает кукла-язычок (Мистер Тант), вместе с которой в форме сказок дети работают над звуками. Таким образом, в форме ассоциативных сказок младшие школьники познают речевые звуки и постепенно их заучивают.
Очень важно, чтобы дети регулярно слышали английскую речь. Несмотря на то, что они слушают на самом уроке и тексты, и песни, и рифмовки, этого недостаточно. Работу по аудированию важно вести и дома. Здесь на помощь и приходят родители. От их желания и готовности помочь своим детям зависит, насколько успешно будет продвигаться обучение.
Существуют также психологические проблемы адаптации младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужно наглядные средства, в частности, кукол разнообразных форм: больших и маленьких, мальчиков и девочек, в разных одеждах и так далее. Положительный эффект дает также применение на уроках кукол бибабо (пальчиковых кукол). Дети сами любят озвучивать их и водить.
Материалы подбираются по принципу ситуативности. Для каждой ситуации общения ставится речевая задача и подбирается материал: фразы, слово, образцы речи, которые заучиваются и тренируются в виде упражнений. Благодаря наличию речевой задачи грамматические формы и значение лексических единиц усваиваются одновременно с их функцией.
Вот основные принципы применяемые на занятиях:
- В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира;
- Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания;
- Учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом;
- Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации;
- Активно поддерживается совместная работа учащихся;
- Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться;
- Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант).
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках английского языка учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению иностранного языка. Маленькие дети хорошо обучаются языку в маленьких группах по два-четыре человека. Если вы остановились на садике с изучением английского, обратите внимание, собственно, на преподавателя иностранного и на методики, которым он руководствуется. Оптимально, если учитель является носителем языка или как минимум профессионалом.
Советы:
1.Ребенок гораздо быстрее усваивает иностранные языки, чем взрослый. Поэтому лучше всего начинать изучать английский язык в детстве.
2.Изучение английского языка еще в детстве не только полезное приобретение на будущее, но и возможность развивать память, мышление ребенка.
3.Обучение английскому ребенка до трех лет весьма эффективно, но может навредить постановке речи родного русского языка.
4.Изучение английского после исполнения ребенку пяти лет никак не отразится на его русском произношении, потому что, как правило, к этому времени уже завершено формирование речи родного языка.
5.Изучать английский язык малыш должен только путем погружения в языковую среду.
6.Методики изучения английского языка для детей основываются прежде всего на игровых занятиях.
Учитель английского языка 1 КК Галёва И.А.
|