16 марта 2012 г.
Автор: Nina
Предыдущая статья цикла: Как я сдавала IELTS. Часть третья. Writing
Кратко о формате Speaking
Speaking состоит из трех частей и длится 12-15 минут. Speaking сдается в тот же день, что и Listening/Reading/Writing, но большинству сдающих приходится ждать назначенного времени, иногда несколько часов. В части Speaking - одинаковые задания для сдающих Academic или General Module.
Первая часть Speaking - знакомство, диалог на бытовые темы (кем работаете, учитесь, есть ли семья, где живете и т.п.). Во второй части выдается задание с тремя наводящими вопросами и дается минута на подготовку одного-двухминутного монолога по теме. Затем экзаменатор задает еще несколько дополнительных вопросов по теме второй части. В третьей части - новые вопросы, требующие расширенных и обоснованных ответов. Как правило, вопросы в третьей части схожи по тематике с заданием второй части, но от конкретики и личных примеров, требующихся во второй части, разговор переходит в более абстрактную плоскость.
Подготовка
Не сказать, чтобы я охотно готовилась к IELTS Speaking - в ту пору устный английский мне на работе не требовался, да и в любом случае я работала из дома, поэтому из собеседников было, как обычно, только зеркало. Когда что-то не очень хорошо получается, идет с трудом и нет давления извне (кроме как грядущего экзамена, конечно), легче всего продолжать откладывать решение проблемы на следующий день.
Первой задачей было убедиться, что я могу кратко и без запинки ответить на простейшие вопросы - где живу, кем работаю, есть ли домашние животные и т.п. Отрепетировав это пару раз перед зеркалом, я принялась готовиться ко второй части - монологу.
С самого начала я использовала секундомер и старалась создать себе обстановку как можно более приближенную к экзаменационной - ведь нет смысла готовиться по карточке и выдать отличный монолог без секундомера, если на подготовку отличного монолога ушло десять минут, а на экзамене дают только минуту. Первые несколько попыток я откровенно завалила - тратила большую часть минуты на панику, а не подготовку, и таким образом заготовленный монолог не дотягивал даже до минуты и я замолкала буквально на полуслове.
В конце концов я нашла для себя наиболее оптимальный вариант: каким бы ни было задание, эту минуту я тратила на написание десятка слов и словосочетаний по теме, которые должны были подхлестнуть мою память в том случае, если мой монолог заведет меня далеко от темы задания, или если я замолкну раньше времени. Так дело пошло гораздо легче: как только я выговаривалась, что занимало у меня всего секунд сорок, я бросала взгляд на свои записи, выхватывала интересное словечко и начинала развивать новую мысль. Но все равно тяжело было дотягивать до двух минут, где, предположительно, экзаменатор останавливает вас, если вы продолжаете говорить, и переходит к следующему этапу, поэтому я придумала себе фразу, которой я завершаю монолог, чтобы не замолкать внезапно и жалобно смотреть на экзаменатора, постепенно заливаясь румянцем... («That's all I can say about [тема задания]» или даже «That's all I can think of right now» - экзаменаторы не звери, они понимают, что вам нелегко.)
Готовиться к третьей и последней части было, как ни странно, проще: во-первых, вопросы в этой части более обширные. Чем абстрактнее вопрос, тем легче придумать на ходу три-четыре предложения, необходимые для расширенного ответа. В этой части нельзя отвечать просто «Да», «Нет» или «Не знаю»! Даже односложный ответ надо обосновывать: почему да? Почему не знаете? Почему сомневаетесь? Всё вслух, не про себя. Главное - продолжать говорить, не запинаться, максимально связно. Еще немаловажно, но об этом почему-то многие забывают, это слушать экзаменатора и отвечать именно на то, что он спросил. Если вы несете околесицу или выдаете заготовки не совсем по теме, то баллы снимаются.
Другой важный факт, и это относится как к Speaking, так и Writing: можно врать! Даже нужно врать, если правду или ваше настоящее мнение по какому-либо вопросы сказать значительно сложнее неправды. Никто не будет проверять, в самом ли деле вы придерживаетесь именно этих взглядов или нет. Хорошо иметь достаточно знаний, чтобы убедительно и связно излагать любую точку зрения, но на экзамене, у меня по крайней мере, случаются неожиданные провалы памяти по простейшим областям знаний. Если мне нравится идея жить в деревне, но я больше аргументов могу с лету вспомнить за житье в большом городе, то я буду с пеной у рта отстаивать точку зрения, что асфальтовые джунгли - самое лучшее место для пребывания человека.
На экзамене
Я пришла к кабинету моего экзаменатора за двадцать минут до назначенного времени, как и требуют правила, посидела на стульчике у окна напротив кабинета (напомню, экзамен сдавался в старой школе в центре Москвы). В коридоре стояла такая тишина, что вполне можно было услышать, как экзаменатор говорит с предыдущим по очереди кандидатом. У моего экзаменатора (русскоязычного преподавателя Марины) голос был пронзительный, дикция отменная, в коридоре все ее вопросы было слышно отлично. И что-то там в ответ бубнил кандидат, тихо и неразборчиво.
Когда подошла моя очередь, я зашла, мы проверили документы, мне дали какой-то листик для заметок, и экзамен начался. Первые вопросы были о том, где я живу, что мне нравится и что не нравится в том районе, где я живу. Затем мы, все в той же первой части экзамена, почему-то заговорили о животных («Let's speak about animals. In what ways are animals used in your country?»). Что мне пришло в голову ответить? Что мы их едим, бьем на шкуры и заставляем работать. Даже шубы упомянуть пришлось. Потом говорит, давайте про шоппинг поболтаем. Поболтали. Спрашивала, кто в семье ходит за покупками, как далеко и как часто, что еще покупаем, кроме еды и товаров повседневных нужд.
Затем - карточка. Тема - the best kind of holiday in your country.
You should say:
- what kind of holiday it is
- where you should go for such a holiday
- what kind of people are likely to enjoy this sort of holiday
(формулировки приблизительные, точных не помню)
Здесь меня, к моему изумлению, потянуло рассказывать про camping - это человека, который до этого спал в палатке последний раз на третьем курсе института. Но уж что есть, то есть: в архив записи экзамена я ушла как ярая любительница отдыха на природе.
После чего мы плавно и совершенно без какого-либо официального объявления о переходе к третьей части поговорили о туризме и путешествиях. Экзаменатор задала мне еще 4-5 вопросов, на каждый из которых я постаралась ответить как можно подробнее и... попрощалась со мной! На все про все ушло не более десяти минут, которые пролетели как один миг.
Результаты
Ожидаемый балл: 7-8; получила: 8, общий балл по всем частям экзамена: 8.5.
Бонус! Сдача IELTS Academic Module два года спустя
Пару лет спустя, как раз когда срок действия моего первого IELTS сертификата почти истек, я решила сдать IELTS Academic Module. На этот раз все было гораздо проще: я была уверена, что наберу не менее 7 баллов по каждой из части экзаменов, с разговорной речью было значительно легче, вот только academic writing меня тревожил. Тревожил он меня, увы, недостаточно, чтобы я по этому поводу что-нибудь сделала: я просто взяла в библиотеке сборник тестовых заданий (Cambridge IELTS 4?) за пару недель до экзамена, прошла их (игнорируя задания по Writing), и на этом успокоилась.
Listening прошел быстро и не оставил в памяти никаких шрамов и пищи для ночных кошмаров.
На Reading пришлось поработать, используя все те же стратегии сканирования текста и поиска ответов, которые я излагала в статье о подготовке к IELTS Reading. К сожалению, девятки в этот раз не удалось получить, и знала я об этом уже на экзамене - не было стопроцентной уверенности в одном-двух ответах на путаный текст про сообщающиеся сосуды.
На Writing сочинение далось легко, а вот графики описывать я была совершенно не готова. Написала что-то, но скудным на мой взгляд языком, за что и была наказана недотягиванием до заветной девятки.
Часть Speaking запомнилась мне лучше всех: раскрепощенная знанием того, что необязательно излагать свою собственную точку зрения - лучше изложить то, о чем связнее всего можешь сказать, и что факты проверять никто не будет - я трещала без умолку и экзаменатору приходилось меня останавливать, чтобы переходить к следующему заданию. Экзаменатор мне на этот раз достался британский - типичный белобрысый англосакс лет сорока.
В задании на монолог надо было обосновать, что заставляет людей писать книги? Как рождаются авторы? Что ими движет: деньги, слава, необходимость самовыразиться? На этот вопрос отвечать было легко, сославшись на мой собственный опыт создания и работы над EFL.ru.
В третьей части мы продолжили обсуждать писателей и книги и тут Остапа понесло: я стала рассказывать, как было бы замечательно собрать и систематизировать материалы моего сайта и опубликовать книгу для изучающих английский язык, как мною движет желание помочь людям, и какие преграды я готова преодолевать, чтобы добиться своей цели. Говорила я, судя по всему, так убедительно, что после того, как экзаменатор объявил, что тест завершен и выключил магнитофон, он мне смущенно сказал, что он тоже пишет учебник для изучающих английский, и пожелал мне удачи.
Результаты: Listening: 9, Reading: 8.5, Writing: 8, Speaking: 9, общий балл - 8.5.
|