1 июля 2007 г.
Автор: kott
На сайте много обсуждений FCE и CAE, но редко проскальзывают вопросы о другом кембриджском экзамене – BEC (Business English Certificate).
Про три вида BEC и general information я писать не буду, это можно запросто найти в Интернете.
Основное отличие трех видов BEC в объеме, сложности заданий и в продолжительности экзамена.
BEC Preliminary
- Reading & Writing (70 мин.)
- Listening (40 мин.)
- Speaking (10 мин.)
BEC Vantage
- Reading & Writing (90 мин.)
- Listening (40 мин.)
- Speaking (10 мин.)
BEC Higher
- Reading & Writing (100 мин.)
- Listening (40 мин.)
- Speaking (10 мин.)
Расскажу о том, как я сдавала BEC Vantage.
Background
Английская спец школа, непрофильный университет (вечернее отделение), английский только на 1м и 2м курсах. Разрываясь между полноценной работой и учебой найти время для каких-либо еще занятий я смогла только на 5м курсе, когда стало понятно, что общение на уровне "Whazz up Bro?" для работы мало.
Свой уровень я оцениваю на твердый Intermediate. Почему и как – не знаю. Вообще, стесняюсь вопроса об уровне владения языком. Кажется, как не ответишь на него – все равно ответ будет неверный.
Сперва, хотела бы внести свою лепту в сравнение экзаменов. Обычно BEC Vantage приравнивают по сложности к FCE, а BEC Higher к CAE. Так вот, могу сказать, опираясь на слова преподавателя (экзаменатора Британского Совета), что BEC Vantage чуть легче FCE, по нескольким причинам: во-первых, нет Use of English, во-вторых, письменное задание предсказуемо. Все письменные BEC пишутся по шаблонам, о которых чуть ниже. Но я FCE не сдавала, поэтому судить не берусь.
Для кого этот экзамен
Наверное, я скажу, что этот экзамен для тех кто работает или студентов последних курсов :о). Без опыта работы будет чуточку тяжеловато, так как экзаменационные задания требуют некоторых знаний и навыков в области маркетинга и менеджмента.
Подготовка
Курсы с сентября по конец мая. В принципе, это были курсы Business Upper Intermediate и подготовка к экзамену одновременно. Занятия проходили по следующему графику: неделя – два раза, неделя – три раза.
Обычные занятия базировались на учебнике Market Leader Upper Intermediate и различных распечатках. Учебник сам по себе имеет ощутимый уклон в маркетинг, что мне нравилось, так как это сфера непосредственно связана с моей работой. На самом деле, интересными в данном учебнике являются только новые слова и Case Studies в конце каждого раздела. Если готовитесь к экзамену самостоятельно, то не думаю, что учебник сильно вам поможет.
Дополнительное занятие через неделю было посвящено целиком и полностью экзамену: past papers: reading, listening, writing, speaking и разбор ошибок. Делали тесты как Vantage, так и Higher (обычно чередовали их).
Домашнее задание на этот день включало в себя: тест reading и письменные задания. На занятиях проверяли reading, дополнительно делали listening и speaking.
Надо отметить, что изначально все мы писали отвратительно. Связано это с тем, что мы не знали ни шаблонов "бизнес-сочинений" ни обладали пониманием чем, например, отличается по структуре proposal от report, то есть понимали это в общих чертах, абсолютно не зная деталей и не предполагая, насколько они важны.Писать надо было все задания обязательно, то есть в тестах Vantage это два задания (letter или memo(40-50 слов) + report или proposal (120-140 слов)).
А вот в Higher это 4 задания (описание графика (120-140 слов) + report/proposal/letter/etc. (200-250 слов)). Вот тут-то мы и просиживали ночи в написании и выдумывании. Могу вас заверить, что при должном усердии научиться писать такие вещи может практически любой.
А теперь по порядку.
Reading
Этa часть теста состоит из разных текстиков где надо вставить слова, соотнести высказывание с параграфом текста и пр. То есть, вполне стандартный тест на понимание языка.
Так как тест давали на дом, самое сложное было сделать его за определенный промежуток времени и удержаться от желания залезть в словарь и проверить себя. В идеале, сначала надо было сделать тест без словаря, отмечая новые и непонятные слова, потом их выписать, перевести и заучить. Не знаю, хватало ли терпения у кого-то так делать, я делала так первые два раза. Потом использовала словарь сразу (но слова все равно выписывала и пыталась запомнить) или не использовала вовсе, это зависело от наличия свободного времени на выполнение домашней работы. За месяц до экзамена стала делать просто на время без словаря (тут надо добавить, что в некоторых упражнениях вариант выбирался чисто интуитивно). На курсах нам говорили, что в этой части мы должны набрать не меньше 60%. В основном, у всех в группе процент был больше, где-то 70%-80%. Я сама считала, что c этой частью справлюсь и хотя бы 60%, но наберу на экзамене.
Секрет: ищите в тесте конкретные ответы, то есть не может такого быть, что вы прочитали абзац и по общему смыслу поняли, что он относится к такому-то высказыванию. Ответ должен быть конкретный – конкретное предложение в тексте (!).
Listening
Всегда думала, что с этой частью у меня не будет проблем. Легко воспринимаю информацию на слух, еще со времен школьных аудирований.
Listening в тестах Vantage, как мне казалось, был подозрительно прост: записать номер рейса, фамилию, какие-то простые слова и т.д. Listening в Higher был сложнее и более правдоподобен.
Секрет: приучайте себя сразу писать печатными заглавными буквами, так как в тесте могут попасться названия организаций или департаментов, где, например, оба слова пишутся с большой буквы, и вам могут засчитать ошибку, если вы напишите по-другому. Да и потом в answer sheet на экзамене всю информацию перенесете печатными буквами на полном автомате.
Speaking
Успех достигается только практикой. Эта часть экзамена делится на три части:
- Общие вопросы, которые адресуют по очереди каждому. Чем занимаешься, что думаешь по такому-то поводу. За это время человек чуточку расслабляется и понимает, что его никто не съест :о).
- Презентация. Вам дают три темы на выбор. Необходимо говорить на протяжении, по-моему, 3 мин., после вашего монолога второй экзаменующийся должен задать вам вопрос, а вы на него внятно ответить.
Секреты: когда готовитесь к этому экзамену приучайте себя выделять не больше 2-3 пунктов, о которых будете говорить. Как подсказка вам вместе с темой будут даны два пункта, можно говорить о них, можно говорить что-то свое – это не принципиально. Принципиально показать экзаменатору, что вы не только можете перечислить пункты, но и грамотно (используя умные и красивые бизнес слова, которые вы учили) обосновать причины, по которым вы считаете их важными.
Когда ваш партнер расскажет свою часть, нужно будет задать ему вопрос по теме, для этого, во время его выступления необходимо слушать о чем он говорит, а не думать про свою тему, в таком случае есть шанс, что спросите то, о чем он ранее рассказал :о).
- Обсуждение. Выдается листок с заданием, где коротко описана ситуация и предлагается обсудить определенные вопросы.
Секрет: опять же не стоит забывать про коммуникацию, у вас должен получиться красивый диалог, может быть легкий спор, но уж никак не монолог, даже, если вам очень нравится тема и в голове миллион идей. Дайте собеседнику тоже поучаствовать, если собеседник не очень активничает, спрашивайте его мнение (!), задавайте вопросы (!), как на его взгляд будет лучше и т.д. Я решительно не помню, что было у меня в этой части экзамена, что-то про HR в организации.
Если какой-то из экзаменующихся принимал, по мнению экзаменатора, недостаточное участие в обсуждение, то ему будут заданы дополнительные вопросы по теме.
Вся моя подготовка к этой части сводилась только к общению на курсах. За день до экзамена я выписала темы презентаций, которые смогла найти в своих записях, и на время рассказывала сама себе :о). Было забавно. Больше всего я боялась, что у меня останется лишнее время, потому что я говорю достаточно быстро.
Writing
Как и у большинства из группы, этот раздел я недолюбливала. Но ночи в написании и наши бесчисленные двойки и тройки за домашние писанины сделали свое дело. Многие (и я тоже :о) ) на экзамене справились с этим разделом на отлично.
Тут надо обратить внимание, что вам не просто надо написать, но и придумать и додумать какую-то часть.
Секрет: Два мега важных пункта - это объем и структура. Обязательно соблюдайте объем, так как если вы напишите больше, то это снизит ваш бал, в том числе и из-за ошибок, которые вы наделаете в лишних предложениях. Все официальные писанины имеют определенную структуру, которую вы должны знать на зубок. Это залог успеха. Кроме memo и мэйлов старайтесь использовать пассив, избегая местоимений I и we.
Вы обязательно должны написать о всех пунктах, указанных в задании, иначе балл будет снижен. Даже если вы не совсем поняли смысл какого-то комментария, который вам необходимо описать в своей писание, постарайтесь хотя бы в общем виде, но написать про него. Никаких сокращений, только полные формы слов. Следите за стилем. Старайтесь не использовать слова, которые даны в задании. Заменяйте их синонимами, это тоже сказывается на оценке.
Чтобы подготовиться, нужно писать, писать и еще раз писать. Я жалею, что недостаточно описывала графики, когда поняла, что буду сдавать Vantage ( у нас каждый сам выбирал, что сдавать….). Какие-то у меня проблемы с логикой, видимо :о). Тяжело мне даются графики. Кроме банального сравнения величин ничего на ум не приходит, а нужна логика и красота изложения.
Экзамен
Первым был Speaking, через несколько дней - все остальные части: Reading, Listening, Writing.
Speaking
Сдавали в здании Британского Совета. Солнечным днем топали от Китай-города и волновались. Волновались зря. Наверное, все помнят универститетские экзамены, когда ты боишься, что тебя завалят, манджар и все такое :о).
Тут никто валить вас не собирается. Просто вы должны показать свои знания и преподнести это в лучшем свете. Cобеседника можно выбрать заранее. Это конечно хорошо. Намного проще общаться с человеком и поддерживать беседу, если ты знаешь его уровень. В паре с незнакомцем, даже будучи подготовленным, можно получить не лучшую оценку из-за несоответствия уровней и пр. Также вы можете быть в тройке, тогда время экзамена чуть увеличивается.
Тут конечно плюс в том, что темы все каким-то образом пересекаются и проговорив на занятиях огромного количество тем каждый из нас на экзамене думал о том, что вот эту тему мы уже обсуждали ранее и знал, что сказать.
Экзаменаторов двое: один общается, второй в экзаменационном листке отмечает оценки.
Экзамен закончился, показался нам легким и мы пошли отмечать, тем более, что от волнения разыгрался аппетит. Каждый тешил себя надеждой, что остальное будет так же легко и уж оценку B он точно заработает. Но все вышло по-другому... :о).
Reading. Listening. Writing
Скажу сразу, готовьтесь к тому, что экзамен будет сложнее past papers! Наш Vantage был как Higher past papers.
Сдавали в школе в районе Китай-города. Первым был Reading.
Писать тут особо нечего, кроме того, что когда мы открыли тест и увидели, что тест полностью посвящен IT и Soft'ам, то все переглянулись и ужаснулись. Надо отметить, что прошлые тесты были про милый сердцу маркетинг и менеджмент (а с разными аспектами этих отраслей каждый из нас сталкивался на работе ежедневно). Открыв первое упражнение и прокуковав над ним 5 минут я испытала ужас, так как просто не могла прочесть тексты, читала и тут же забывала смысл. Решила начать с легких заданий, а потом вернуться к этому. Сделала все. Очень волновалась, что не хватит времени перенести ответы в бланк.
В перерыве после этой части мы, конечно же, вздыхали и говорили о том, что раз эта часть тяжелая, то уж следующая точно будет легче.
Следующим был Listening.
Он поверг меня в шок!! Вместо фамилий и номеров рейсов и телефоном было обсуждение бухгалтерского баланса, где я половину пропустила мимо ушей. Вторая часть не помню про что, как-то я наставила там ответом и была в них сильно неуверенна. После этого я скисла, на эту часть я возлагала свои надежды и уж никак не предполагала, что так оно все выйдет. Казалось, listening я завалила...
Предстояло самое ужасное и самое нелюбимое. Поняв, что легче не будет, мы собрали силы и волю в кулак и взялись за ручки...
На деле Writing показался мне самой легкой частью этого экзамена. В первом задании необходимо было написать e-mail сотрудникам, что в офисе вводятся ID cards, написать, почему они вводятся, для каких сотрудников и как их получить.
Второе задание – proposal. Есть два ритейловых магазина, в одном дела идут супер, в другом – просто ужасно. Персонал второго магазина недоволен и выдвигает список требований и пожеланий (увеличение зп/увеличение дней отпуска/более мягкий график работ). Вам нужно описать руководству текущую ситуацию, представить требования персонала и сделать выводы, как изменить ситуацию.
Секрет: пишите сразу на чистовик, иначе не успеете и будет очень обидно. На черновике только план или вообще мелкие пометки. Я без пометок начала писать сразу на чистовик, предварительно подумав, о чем буду писать. Времени хватило минута в минуту.
Результат
Мой результат, как и результат всех, кого я знаю из двух групп – С. Кто-то расстроился, кто-то радовался, что сдал. Я, в принципе, рассчитывала на эту оценку. Дело в том, что процентный промежуток для B очень маленький, то есть реальнее всего получить A или С. Разбивка результата меня несколько обескуражила:
- Writing, Speaking – Exceptional
- Reading – Good
- Listening – под чертой Good
Что дает сертификат
Каким бы сертификатом вы не обладали, устраиваясь на хорошую работу, все равно придется проходить собеседование на английском языке. Я считаю, что все эти сертификаты больше для удовлетворения собственных амбиций (конечно же, если сдача экзаменов не является обязательной у вас на работе). Знания все равно надо постоянно пополнять, а уровень поддерживать.
Учебники
Market Leader Upper Intermediate – основной учебник курса (как я писала ранее, не очень-то и полезный). Также нам давали задания по Advanced Business Vocabulary in Use – занятная книжка сама по себе, интересно почитать и узнать что-то новое. Книгу Commercial Correspondence я нашла бесполезной для себя. Использовала ее от силы пару раз.
Относительно past papers – я не покупала ни один из учебников, так как нам давали распечатки. Но мы занимались по BEC Vantage и BEC Higher past papers. Причем эти книги есть двух изданий (к сожалению, не помню, каких именно), но лучше ориентироваться на то, где тесты сложнее (по-моему, красная книжка, а где тесты легче - зелено-серая). И, конечно же, огромное количество распечаток.
Что дальше?
Отдельных курсов по BEC Higher в школе, к сожалению, нет. Поэтому протестировалась на CAE и скоро начинаю занятия. Меня смущает, что от бизнеса там совсем мало, а моя лексика и умение писать теперь под это заточены. Конечно же, CAE достойная цель, но я еще не уверена, сдавать экзамен или нет.
P.S. Хочу предвосхитить поток вопросов про то, на каких же именно курсах я готовилась. Знаете, не важно на какие курсы вы ходите, важно какой у вас преподаватель и какое сильное у вас желание заниматься и постигать новое.
Удачи!
|