28 июня 2010 г.
Автор: Nina
Предыдущая статья цикла: Как я сдавала IELTS. Часть первая. Listening
Кратко о формате Reading
Reading состоит из трех частей, на каждую из которых рекомендуется отводить не более 20 минут. Всего эта часть экзамена длится 60 минут, включая перенос ответов на экзаменационный лист. Дополнительного времени для переноса ответов, как в Listening, в этой части не дается.
Тексты на экзамене, а также ответы к ним, нарастают по сложности: первый - самый легкий, третий - самый сложный. Это не так заметно в варианте Academic Module, где даже первый текст - на уровне учебника англоязычного университета, но в General Module первое задание обычно очень легкое и состоит из нескольких коротеньких текстов на бытовые темы.
Всего в этой части теста надо ответить на 40 вопросов. Вопросы могут включать вписывание правильного варианта ответа в пропуски, выбор из нескольких вариантов ответа (Multiple Choice) и вопросы с утверждениями, на которые надо ответить Yes/No/Not Given или True/False/Not Given.
Подготовка
Как я отметила в предыдущем очерке, я очень люблю слушать, и это помогло мне сдать Listening на высокий балл. Я также обожаю читать, так что ожидала я результаты отличные и сразу.
Обычно я читаю одну-две книги на английском в неделю, плюс брожу по англоязычным форумам и тематическим сайтам. Это чтиво, конечно, по натуре своей легкое, пусть и разнообразное. Когда я прошла первый пробный тест Reading, я была просто подавлена результатами: у меня едва хватило времени ответить на все вопросы, вопросы были отвратительные, тексты были очень сложные и я едва-едва могла вникнуть в общий смысл текста после первого прочтения.
В первые проходы я набирала 28-30 правильных ответов из 40. Прохождение теста за тестом не помогало: процент правильных ответов не увеличивался. Очевидно было, что, читая только беллетристику и учебники для подготовки к экзамену, IELTS на высокий балл сдать трудно.
Вместо художественной литературы я стала читать газеты и новостные сайты, включая такие серьезные издания, как The Economist. Но чего-то не хватало. Наконец я вспомнила о британском научно-популярном журнале New Scientist, статьи в котором практически совпадают с экзаменационными по сложности и содержанию. У меня было несколько старых выпусков этого журнала дома (я их купила на распродаже в библиотеке Британского Совета).Также, на сайте журнала каждую неделю редакция выкладывает околонаучные новости и несколько статей из самого последнего выпуска, плюс есть раздел «Topic Guides» с подборкой статей по разнообразным темам - машины, динозавры, эволюция, генетика, нанотехнологии и т.д.
Я стала перечитывать мои старые выпуски журнала и статьи на сайте, одновременно стараясь проходить пробный тест по Reading не чаще двух раз в неделю. Между атаками на тесты я старалась прочитать как можно больше статей из New Scientist, и как можно меньше художественной литературы. Я также читала каждую статью как можно быстрее, стараясь уложиться в 3-4 минуты на одностраничную статью (примерная длина статей на экзамене).
После пары недель я заметила результаты: быстро прочесть статью из журнала или пробного теста и понять общую идею текста уже не составляло труда. Оставалась проблема вычисления правильных ответов на вопросы к тексту, особенно для вопросов вида True/False/Not Given и Yes/No/Not Given.
Моя стратегия работы с каждым из трех экзаменационных текстов была такова: сначала я быстро читала все вопросы к тексту. Затем я вдумчиво перечитывала первый вопрос к тексту и читала первые два параграфа текста в поисках ответа. Так как порядок вопросов соответствует тому порядку, в котором находятся ответы в тексте, так можно проработать весь экзаменационный текст без того, чтобы тратить драгоценное время на перечитывание всего текста в самом начале.
Найдя ответ на вопрос в тексте, я подчеркивала карандашом предложение, из которого можно было сделать вывод о правильном варианте ответа и на полях приписывала номер вопроса. В самом вопросе я обводила или вписывала мой вариант ответа.
Затем я переходила к следующему вопросу. Если я не могла найти ответ к вопросу после первого прочтения нужного отрывка текста, я незамедлительно переходила к следующему вопросу. Здесь очень важно не останавливаться - каждый вопрос весит всего один балл из сорока, поэтому гораздо лучше ответить на 30 самых легких вопросов из всех трех текстов, чем запнуться на, скажем, десятом вопросе первого текста и оставить слишком мало времени на все остальные вопросы. После первого прохода у меня были ответы на все простые вопросы и я могла приступить к вычислению ответов к более трудным.
Иногда мне приходилось прочитывать весь текст от начала и до конца в поисках ответов к сложным вопросам, но у меня было достаточно для этого времени - на большую часть вопросов мне удавалось ответить с первого прохода, который занимал около десяти минут. Вторые десять минут я могла потратить на поиск ответов к двум-трем трудным вопросам, проверку и перенос ответов на экзаменационный лист.
Проверять и переносить ответы было очень легко - мне не надо было перечитывать текст еще раз, все уже было подчеркнуто и размечено по номерам вопросов. Если после проверки у меня не возникало сомнений в моей правоте, то я переносила ответ на экзаменационный лист, в обратном случае я пропускала его и помечала ответ для следующего прохода. Такой способ анализа текста и вопросов - виток за витком - оказался для меня очень эффективным и позволил мне сэкономить много времени для анализа трудных вопросов и неспешной проверки ответов.
Я не буду вдаваться в подробности того, как научиться подходить к разнообразным типам вопросов в тесте - это хорошо разъясняется практически во всех учебниках для подготовки к IELTS. Упомяну только, что в вопросах вида Multiple Choice гораздо легче убирать неправильные ответы, чем выбирать из четырех вариантов - правильный. Обычно два из четырех вариантов можно выкинуть почти сразу. Чем сложнее вопрос, тем более незаметна разница между двумя оставшимися вариантами ответа. Не забывайте, что на протяжении всего экзамена проверяют не только вашу способность понимать сами тексты, но и способность правильно трактовать вопросы и возможные варианты ответов.
Как я уже писала выше, в начале подготовки к экзамену я отвечала на 30 из 40 вопросов правильно и я едва успевала ответить на все вопросы за отведенный на это час. Проверить ответы получалось только в спешке, одновременно с переносом ответов на экзаменационный лист. В последнюю неделю перед экзаменом на пробных тестах Reading у меня получалось 36-37 правильных ответов за 35-40 минут на все про все. Прогресс был налицо, оставалось только не растеряться на экзамене.
На экзамене
На экзамене я потратила тридцать минут из отведенного на Reading часа на ответы к почти всем вопросам - 38 из 40. Еще пять минут ушло на перенос ответов на экзаменационный листок. Все остальное время ушло на вычисление ответов к двум очень сложным вопросам вида Yes/No/Not Given. Очень хотелось сдаться, выбрать ответы по принципу «какой больше глазу приглянулся» и убедить себя, что достаточно высокий балл уже наверняка есть, и можно спокойно ждать звонка, но я заставила себя использовать оставшееся время по максимуму. До последней минуты я перечитывала текст, сомневалась, перепроверяла, убеждалась, стирала, снова вписывала ответы к этим вопросам.
Экзаменационные тексты General Module, особенно первые два, показались мне намного легче пробных тестов Academic Module и статей из журнала New Scientist. В моем тесте был примерно равномерный разброс основных типов вопросов - выбор из нескольких вариантов, подбор заголовков к параграфам, заполнение пропусков и т.д. В тесте было только шесть вопросов вида Yes/No/Not Given, но они были довольно сложные.
Результаты
Ожидаемый балл: 8-8.5; получила: 9. Как оказалось, 25 минут агонии в поисках правильных ответов на два последних вопроса не были потрачены впустую.
Следующая статья цикла: Как я сдавала IELTS. Часть третья. Writing
|