Свиндон (Суиндон (Swindon)) – населенный пункт и унитарный округ церемониального графства Уилтшир, расположенного на юго-западе Англии. Свиндон находится в 130 км к западу от Лондона и в настоящее время не имеет официального статуса города.
Свиндон раскинулся на одноименном холме, поднимающемся на высоту 140 метров над уровнем моря. Как и во многих других районах Англии, климат здесь умеренный морской, с теплыми зимами и прохладными летними месяцами. Определяющую роль в его формировании играют теплые воздушные массы, образующиеся над Гольфстримом. Средняя температура января: +4°С; средняя июльская температура: +17°С. Годовое количество осадков: 516 мм, сезонное распределение относительно равномерное.
Находки, сделанные археологами в ходе раскопок на холме Свиндон-Хилл, свидетельствуют о том, что самые ранние поселения появились здесь еще в бронзовом веке – к этой эпохе относятся захоронения, инструменты и фрагменты домашней утвари. Также найдены артефакты, относящиеся к железному веку. Первые земледельческие хозяйства появились на этих землях еще до прихода римлян. Одно из таких хозяйств было найдено в низменности к северу от Свиндона в 70-х годах прошлого столетия.
В I веке н.э. к востоку от холма появилось римское поселение
Дурокорновиум, просуществовавшее до начала V века. По предположениям ряда исследователей, Свиндон появился в эпоху римской оккупации и первоначально представлял собой небольшую деревню, связанную с римским лагерем и расположенную у пересечения двух римских дорог. На местных каменоломнях велась добыча материалов для строительства вилл в районе Уайтхилл и гончарного производства. После окончания оккупации расположенные по соседству римские города пришли в упадок. В V веке западные саксы, пришедшие с южного побережья, присоединили этот район к своим владениям и основали земледельческое поселение на вершине холма. Следы их жилищ найдены неподалеку от сегодняшней Рыночной площади. Англосаксонские гончарные изделия и предметы одежды дают основание предполагать, что эта территория была заселена в VI и VII веках.
Эта эпоха оставила след в местной топонимике, в том числе в названии
Свиндон, которое, возможно, произошло от существительных swine (поросенок) и down (холм), хотя некоторые исследователи считают, что первоначально возвышенность называлась Sweyn dun – холм Свейна (возможно, так звали одного из местных землевладельцев).
Упоминания о Свиндоне встречаются в "Книге страшного суда" (1086 г.). В это время поселение состояло из пяти земельных наделов общей площадью 12? гайд. Крупнейший из наделов, получивший название поместье Верхний Свиндон, в XIII веке перешел во владение графа Пембрука Уильяма де Валанса. Верхний Свиндон находился в собственности де Валанса в 1259 году, когда появились первые документальные упоминания о проводящихся здесь рынках. 1295 годом датированы первые сведения о депутатах Прламента от Свиндона. Ньюпорт-стрит, старейшая из свиндонских улиц, была построена в середине XIV века вблизи скотного рынка. К этому времени относятся подвальные помещения некоторых зданий на современной Ньюпорт-стрит.
Границы Верхнего и Западного Свиндона менялись на протяжении нескольких столетий, и в XVI веке за этими землями закрепилось название Западный и Восточный Свиндон. В 1563 году их приобрел
Томас Годдард. В этот период основу местной экономики составляло сельскохозяйственное производство. На юге располагались овцеводческие хозяйства, на севере развивалось свиноводство и разведение крупного рогатого скота. В число местных ремесленников входили мастера, занимавшиеся выделкой кож и производством шерстяных тканей. К началу следующего столетия Годдарды стали собственниками всего поместья Свиндон, население которого в ту пору насчитывало приблизительно 600 человек. В это время главными источниками доходов местных жителей были земледелие, скотоводство и добыча камня – месторождения "пурбекского мрамора" обеспечивали Свиндон строительным материалом. В начале XVIII века каменоломни были крупнейшим из местных работодателей – здесь трудилось более пятидесяти работников. В это время в Свиндоне жили пекари, мясники, владельцы постоялых дворов, бочары, торговцы-разносчики, перчаточники, дубильщики, седельщики, ткачи, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, кровельщики, стекольщики и врачи.
В середине века, после расширения каменоломен и принятия "Акта о платных дорогах" четыре главные дороги, ведущие в Свиндон, стали платными. Заставы, предназначенные для сбора денег за проезд, появились и на нескольких второстепенных дорогах. Величина сбора зависела от типа транспортного средства и числа лошадей, а также находилась в обратной зависимости от ширины колес (узкие колеса наносили больший ущерб дорожному полотну). На вырученные средства проводился регулярный ремонт дорог.
Несмотря на то, что в 1626 году Томас Годдард получил право на еженедельное проведение рынков и ежегодную организацию двух ярмарок, к середине XVII века в местной торговле наметился упадок. Однако падеж скота, произошедший в 1652 году в соседнем Хайворте, сыграл на руку местным торговцам. К 1672 году объемы продаж скота на свиндонском рынке значительно выросли. По свидетельствам современников, в 1814 году в Свиндоне насчитывалось приблизительно 1 600 жителей. Шла торговля зерновыми культурами, крупным рогатым скотом и лошадьми. Новый скотный рынок открылся в 1873 году и проработал до 80-х годов прошлого столетия.
Рост
Свиндона ускорился в первой половине XIX века. Этому процессу способствовали такие факторы, как строительство каналов и железнодорожных линий. В период с 1801-го по 1841 годы численность населения выросла почти вдвое, приблизившись к отметке 2 500. По мере расширения масштабов жилищного строительства, роль сельского хозяйства в местной экономике сокращалась. Однако Свиндон, по сути, оставался поселком, состоящим из двух основных улиц. В начале XIX века его основная часть располагалась на холме, у подножья которого стояли фермы и небольшие жилые дома. Центр этого поселка переместился в Исткотт, когда компания Berks Canal Company построила Свиндонскую верфь и несколько служебных построек на берегу канала к северу от деревни. В настоящее время здесь располагаются центральные торговые районы. Добыча "пурбекского мрамора", пришедшая в упадок в 1775 – 1800 годах, вновь оживилась с началом строительства канала Уилтшир – Беркшир (Wilts & Berks Canal). Камень использовался для возведения стен канала и служебных строений; канал же использовался для транспортировки камня. В 1820 году объем этих перевозок превысил 100 тонн в год, но с открытием железнодорожной линии в 1841 году он снизился до 44 тонн. Тем не менее, появление железнодорожного сообщения благоприятно сказалось на развитии отрасли, просуществовавшей до 50-х годов ХХ века. В настоящее время территория одной из каменоломен является участком особого научного интереса.
Строительство канала Уилтшир – Беркшир было начато в соответствии с парламентским указом, принятым в 1775 году, и завершилось в 1810 году. Протяженность канала составила 93 км. В число крупных акционеров компании, занимавшейся его прокладкой, входил местный землевладелец Амброс Годдард. Канал предоставил местным крестьянам и ремесленникам возможность сократить продолжительность и увеличить дальность транспортировки своих товаров, а также способствовал росту числа жителей – после завершения канала здесь поселились рабочие, принимавшие участие в его строительстве. Парламентский акт 1813 года санкционировал строительство канала Северный Уилтшир, соединившего каналы Уилтшир – Беркшир и Темза – Северн. Этот канал длиной 14 км насчитывал 12 шлюзов. Строительство было завершено в 1821 году. Для поддержания уровня воды в канале к югу от Свиндона было построено водохранилище площадью 28 Га. Развитие системы железнодорожных перевозок привело к постепенному прекращению эксплуатации каналов. В начале ХХ века канал Уилтшир – Беркшир был частично засыпан грунтом, его фрагменты сохранились в центральных районах Свиндона.
В 1835 году британский Парламент утвердил проект организации железнодорожного сообщения между Лондоном и Бристолем. Железнодорожная линия, пролегшая через Свиндон в 18410-м, дала импульс развитию машиностроительной отрасли. Открылся завод компании GWR по производству локомотивов, и недавнее захолустье очень скоро превратилось в крупный железнодорожный узел. До 1895 года каждый состав, шедший в сторону Лондона или Бристоля, делал здесь стоянку для смены локомотива. Требовалось расположить новый завод как можно ближе к железной дороге и построить жилые кварталы для рабочих поблизости от него. В 1841 году был завершен проект застройки "Железнодорожного поселка" (Railway Village). К середине 1860-х в нем насчитывалось 300 жилых домов. Поселок дал начало району, известному в наши дни под названием Новый Свиндон. Железнодорожный вокзал принял первых пассажиров в 1842 году. До этого времени билетная касса находилась в одном из пабов Старого Свиндона. В стоимость билетов входил "трансфер" на конном экипаже к подножью холма, где была проложена железнодорожная линия.
Скачкообразный рост численности населения, вызванный развертываем промышленного производства, сопровождался совершенствованием инфраструктуры. Были построены учебные и медицинские учреждения. В 1851 году началось использование газовой системы уличного освещения. Первая канализационная система была установлена в 1866-м, очистные сооружения пущены в эксплуатацию в 1872-м. В 1877-м приняли первых посетителей общественные туалеты. В 1868 году была введена в строй новая система водоснабжения. В 1864 году в Старом и Новом Свиндоне были созданы Управления здравоохранения; 30 лет спустя их полномочия передали окружным советам. Первое свиндонское периодическое издание вышло в свет в 1854-м. В 80-х и 90-х годах XVIII века было заложено несколько общественных парков и зон отдыха.
Грамота, пожалованная королевой Викторией в январе 1900-го, объединила оба Свиндона, новый и старый, и предоставила этому новому территориально-административному образованию статус муниципального округа. В 1901 году численность населения Свиндона перевалила за отметку 45 000. Объединение финансовых ресурсов двух населенных пунктов позволило перейти к дальнейшему совершенствованию инфраструктуры. В 1903 году была сдана в эксплуатацию электростанция. В следующем году на улицах появились первые электрические трамваи. В 1910-м на Риджент-стрит открылся первый кинотеатр.
Первая мировая война унесла жизни тысячи жителей Свиндона. Кенотаф, увековечивающий память павших, был установлен на площади Риджент-серкус в 1920-м. В том же году открылся первый из свиндонских музеев. Вскоре после окончания войны в районе Пайнхерст были построены первые муниципальные многоквартирные дома, оснащенные передовыми по меркам той эпохи удобствами, в том числе ванными и системой электроснабжения. В новом районе также расположились культурно-спортивный центр, торговый центр и школа. В 1924 году число рабочих и служащих предприятия по производству локомотивов составило около 14 400 человек, достигнув, таким образом, самого высокого показателя за всю историю производства. Августейшие особы – король Георг V и королева Мария – посетили завод в апреле 1924-го, чтобы лично наблюдать за сборкой знаменитого локомотива №6000 под названием Георг V. В 1929 году трамвайное сообщение было упразднено – на смену трамваям пришли автобусы. В 1931 году открылся первый специализированный роддом. В 1930-е годы на территории Старого Свиндона было построено несколько жилых кварталов.
В годы Второй мировой войны в Свиндоне были расквартированы военнослужащие англо-американского контингента, а завод по производству локомотивов выполнял оборонный заказ. Эти обстоятельства сделали Свиндон мишенью люфтваффе. Бомбежки начались в августе 1940-го. Для организации досуга в военное время в 1943 году открылась первая публичная библиотека, по соседству с которой в 1946-м был открыт центр исполнительских искусств.
Большая часть польских беженцев, расселенных в бараках королевских ВВС незадолго до окончания Второй мировой войны, осела в
Свиндоне. Перепись населения, проведенная в 2001 году, показала, что более пятисот местных жителей родом из Польши. В послевоенные годы рост въездной миграции и рождаемости привел к очередному увеличению численности населения (около 69 000 жителей в 1951-м). В 1950-е годы были реализованы несколько крупномасштабных жилищных проектов. Этот период стал временем зарождения местной автомобилестроительной отрасли. Завод компании Pressed Steel Fisher, производивший штампованные металлоизделия, был приобретен концерном
Rover. В настоящее время его собственником является компания BMW, некоторые производственные мощности используются компанией Honda.
Рост численности населения обусловил необходимость строительства новых медучреждений. В январе 1960-го первых пациентов приняла больница принцессы Маргарет. В это время в Свиндоне насчитывалось около 92 000 жителей. В 1960-е годы ветхие здания в центральных районах отправились под снос, уступая место новым торговым кварталам. Часть центральных улиц была закрыта для движения автотранспорта. История свиндонского паровозостроения завершилась в 1962 году, когда завод по производству локомотивов перешел от сборки к ремонту локомотивов и подвижного состава; значительная часть его территории была продана. Упадок традиционных отраслей промышленности продиктовал необходимость диверсификации экономики. Деятельность местной администрации была направлена на привлечение новых инвесторов. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х были построены два технопарка. Совершенствовалась транспортная система. В конце 1960-х началось строительство автострады М4, обеспечивающей прямое сообщение с Лондоном.
В 1969 году футбольный клуб
"Свиндон Таун" золотыми буквами вписал свое имя в анналы истории английского футбола, в финале Кубка Англии разгромив "Арсенал" со счетом 3:1. За ходом матча на стадионе Уэмбли наблюдали около 100 тысяч болельщиков.
В начале 1970-х свои отделения в Свиндоне открыли несколько крупных компаний, в том числе Burmah Oil и Hambro Life Assurance, открылись несколько торговых и торгово-развлекательных центров. В 1976 году был сдан в эксплуатацию спортивно-досуговый комплекс Oasis. Много лет спустя его изображение помогло Лиаму Галлахеру определиться с названием для своей группы, которая вскоре добилась всемирной известности.
В следующем десятилетии расширение границ Свиндона сопровождалось образованием нового района – Западного Свиндона, в котором был построен первый загородный ТЦ, принадлежащий компании Carrefour. В середине 1980-х закрылся завод GWR. В апреле 1997 года была образована унитарная область Свиндон. Начало третьего тысячелетия было отмечено новыми проектами джентрификации центральных районов. На ведущие позиции в экономике Свиндона выходит туризм.
В настоящее время в Свиндоне насчитывается около 192 900 жителей. Местное население достаточно однородно по этническому составу. На долю представителей титульной нации и выходцев из других европейских стран приходится более 95% от общего числа жителей. Доля населения трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 64 лет; женщины от 16 до 59 лет) составляет 63,5% от общей численности населения. Доля экономически активного населения: 85,1% жителей трудоспособного возраста. Средняя величина доходов на территории Свиндона (2008 год; полная занятость): 492 фунта в неделю. Часть местных жителей трудоустроена в соседних населенных пунктах. Средняя величина доходов жителя Свиндона: 494 фунта в неделю. Существует заметное различие между величиной доходов мужчин и женщин (565 и 388 фунтов). Средний размер почасовой оплаты труда: 13 фунтов. Уровень официально регистрируемой безработицы (март 2009): 5,3%, выше среднего показателя для Великобритании за тот же период. За предшествующие 12 месяцев уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 25 лет вырос на 200%.
Основообразующую роль в местной экономике играет сектор услуг. На долю государственных и местных органов управления, образовательных учреждений, торгово-розничных предприятий, объектов размещения, транспортных компаний, предприятий общественного питания, инвестиционно-финансовых компаний и банков приходится, в общей сложности, 81% от общего числа рабочих мест; на долю производственного сектора и строительства – 13,2% и 2,9% рабочих мест (2007 год). 5,6% рабочих мест приходится на долю туризма и смежных отраслей. В число местных работодателей входят Motorola, Intel, Dolby Labs, а также крупные страховые компании и кредитно-финансовые учреждения.
В Свиндоне выходит ежедневная газета Swindon Advertiser, а также еженедельник Gazette and Herald и несколько журналов. В число местных радиостанций входят Heart Wiltshire, Brunel FM, Swindon 105.5. Отделение BBC Radio в Уилтшире открылось в 1989 году. Кабельный телевизионный канал Swindon Viewpoint существовал в период с 1973-го по 2000 год.
Свиндон – крупнейший из населенных пунктов Соединенного Королевства, не имеющих собственных ВУЗов. В находящемся неподалеку Бате расположено два высших учебных заведения, хотя Свиндон вдвое превосходит его численностью населения. В наши дни обсуждается проект создания Свиндонского университета.
Помимо автострады М4, по территории Свиндона и неподалеку от него пролегли шоссе А3102, А346, А361/А4361, А419, А420, А4259. А3102 ведет в Малмсбери (Malmesbury); А346 – в Лагершол; А420 – из Бристоля в Оксфорд; А4259 – из Свиндона в Уонборо. А361/А4361 соединяет Девон с Нортгемптонширом; А419 связывает Уилтшир с Глостерширом. Автодорожная сеть насчитывает значительное число развязок с круговым движением. Самая крупная из них, известная под названием Magic Roundabout, стала одним из символов Свиндона. Железнодорожное сообщение связывает Свиндон с Лондоном, Бристолем, Кардиффом, Плимутом, Эксетером, Суонси и Вестбери. Международный аэропорт Бристоля расположен в 64 км от Свиндона.
Историко-архитектурные памятники и другие туристские объекты: особняк Лидьярд, Национальный музей науки и промышленности, STEAM – музей западной железной дороги, Музей железнодорожного поселка (Railway Village Museum), музей писателя Ричарда Джеффриса, Свиндонский центр исполнительских искусств, Свиндонский музей и галерея живописи и музей вычислительной техники. Помимо множества достопримечательностей, Свиндон привлекает туристов насыщенной программой зрелищно-массовых мероприятий, которая, в числе прочего, включает Фестиваль старого города, Лесной фестиваль, Свиндонский летний фестиваль.
В число знаменитых уроженцев Свиндона в наши дни входят прославленный изобретатель Джеймс Дайсон, актриса и фотомодель Мелинда Мессинджер, актриса Диана Дорс. Рок и поп-музыканты из Свиндона оказали значительное влияние на формирование современной британской музыкальной сцены. В Свиндоне родились основатель легендарной группы Supertramp Рик Дэвис, вокалист и гитарист Moody Blues Джастин Хейворд; здесь созданы группы XTC и Meat Beat Manifesto.
Другие статьи наших энциклопедий по этой теме:
- Города Англии
- Города Уэльса
- Города Шотландии
- Города Северной Ирландии
- Города Франции
- Города Испании
- Города Российской Федерации