15 августа 2004 г.
Автор: Nina
Предыдущая статья цикла: Как я сдавала CAE. Часть первая. Начинаем подготовку
Проблемы выбора курсов с формулировкой «Куда же податься? В Москве так много мест, где предлагают выучить язык» у меня не стояло. Курсы мне нужны были специфические: подготовка к сдаче CAE (Certificate in Advanced English). Этим выбор значительно ограничивался, особенно если учесть, что не все школы, которые рекламируют курсы подготовки к кембриджским экзаменам высоких уровней фактически набирают в такие группы студентов.
Я выбирала между тремя, на мой взгляд, одинаково хорошими школами, где на тот момент были действующие группы по подготовке к CAE: ВКС, Language Link и курсах при Британском Совете. Зная, что преподаватели во всех трех школах суть одни и те же - те же квалификации, одинаковая методика, сходный опыт работы, я выбирала по деньгам. Британский Совет мне, к сожалению, пришлось отвергнуть: очень дорого. Выбирая между двумя оставшимися школами, я склонялась к Language Link, у которых экзаменационных групп было больше (и, соответственно, больше опыта подготовки к экзаменам у преподавателей школы). Однако, в ВКС мне предложили 20%-ю скидку как внештатному сотруднику компании, на что я с радостью согласилась.
В ВКС я заприметила себе группу по подготовке к CAE в одной из центральных школ. Занятия проходили три раза в неделю - понедельник, среда, пятница - и начинались в 12.30 дня. Меня устраивал такой график, как и тот факт, что в дневной группе учиться дешевле. Помня свой неудачный опыт посещения курсов с носителями языка, я очень хотела посмотреть на моего будущего преподавателя до оплаты первого месяца занятий. Несмотря на все мои происки, в этом мне было отказано - администрация уверяла меня, что преподаватель очень хороший, но познакомиться с ним не дала.
Немного разочаровавшись, я все-таки решила рискнуть деньгами - оплатить первый месяц занятий. Перед этим надо было пройти очередное тестирование в ВКС. Оно мало отличалось от предыдущего: разве что мне удалось отвертеться от стандартного теста и я сразу писала сложный тест по мотивам экзамена CAE. Через день мне сообщили, что я могу присоединиться к группе, на которую я нацелилась с самого начала. Эта группа занималась с сентября и готовилась к сдаче экзамена в июне. Я пришла в группу в последних числах февраля.
С преподавателем мне и в самом деле повезло. Деннис, наш учитель, охотно объяснял тонкости употребления тех или иных выражений или грамматических конструкций, брал письменные домашние задания на проверку, стимулировал общение в классе - одним словом, не халтурил. Не сразу, но через несколько занятий я узнала в нем того самого выцветшего англичанина, который принимал у меня Speaking на экзамене в предыдущем году. Вера в Денниса укрепилась: как же, меня готовит к CAE действующий экзаменатор!
Группа у нас была разношерстная: двое студентов учились, не планируя сдавать экзамен (просто групп продвинутого уровня не было - им пришлось пойти в экзаменационную), из остальных были и те, кто планировал эмигрировать в англоязычную страну и те, кто учил язык для себя/для работы.
Занятия проходили неторопливо, размеренно. Мы учились по учебнику «Focus on Advanced English C.A.E.» издательства Longman. Когда я присоединилась к группе, я узнала, что какой-то учебник они уже закончили, а во втором прошли примерно половину. Деннис не ограничивался материалами из учебника: почти на каждый урок он приносил распечатки страниц из других учебников по подготовке к CAE и CPE, сборников пробных тестов, грамматических справочников и пособий для расширения словарного запаса. Этой макулатуры за три месяца у меня набралось на 500-страничную папку, что в пять раз превышало количество материала, которое мы прошли за это время в основном учебнике (около ста страниц).
Я была полна решимости выжать из преподавателя все, что можно, и после первых нескольких занятий начала вести себя на уроках довольно агрессивно. Я дотошно выясняла, почему на этот вопрос следует ответить так, а не иначе, можно ли говорить так или лучше сказать эдак, почему это слово нельзя употреблять в этом контексте и т.д. Этим я скоро заслужила прозвище «Nina the Troublemaker», а Деннис взял в привычку носить на уроки монолингвальный словарь английского языка, который решал большинство наших споров.
Конечно, я ни на день не прекращала самостоятельные задания: я занималась по всем своим старым учебникам, прошла первую половину курсового учебника, и окружила себя еще большим количеством англоязычных книг и фильмов в попытке создать языковую среду. На курсах я почти сразу стала лидировать, и лучшей студентке группы тяжело было постоянно толкать себя вперед, заставлять учить новые слова и штудировать грамматику.
К моему разочарованию, на курсах мало уделялось времени той части экзамена, ради которой я на них пошла: устному интервью. Мы мало разговаривали, за исключением обсуждения правильных ответов к упражнениям и вопросов по учебным текстам. Несмотря на это, к концу мая я говорила по-английски гораздо лучше, хотя и не так хорошо, как мне бы хотелось.
На экзамен в Британском Совете я зарегистрировалась самостоятельно. Трое других студентов из моей группы регистрировались через школу, и через нее же получали расписание экзамена и, впоследствии, результаты и сертификаты. Процедура регистрации незначительно изменилась по сравнению с предыдущим годом: в этот раз Британский Совет уже не принимал платежи наличными и всех, кто регистрировался на экзамен, отправлял с квитанцией в ближайший Сбербанк.
Получив расписание, я узнала, что основной день экзамена - среда, 14 июня - должен был пройти в экономической академии имени Плеханова, а интервью (Speaking) у меня было назначено тремя днями раньше - 10 июня - и должно было пройти в помещении Британского Совета в Библиотеке иностранной литературы на Таганке.
К началу июня из группы в шесть человек нас осталось только трое: одна из студенток решила сэкономить на оплате последних двух недель занятий перед экзаменом, а остальные, не планируя сдавать экзамен, закончили обучение с приходом лета. Характер занятий в последние дни перед экзаменом изменился: учебник закончился, и мы не проходили ничего нового, а повторяли пройденное и делали пробные тесты. Мы также разыграли несколько сценок интервью (впервые за все время обучения). На последнем занятии, размякнув от жары, мы сделали еще немного пробных экзаменационных заданий и поговорили о планах на будущее. Деннис пожелал нам удачи на экзамене. До решающего броска осталось два дня.
Следующая статья цикла: Как я сдавала CAE. Часть третья. Экзамен и результаты
|