Прежде чем нанять репетитора, нужно получить сведения о владении им предметом. Совсем не хочется заниматься с начинающим репетитором, который, к тому же, не имеет достаточно навыков и будет изучать предмет вместе с Вами, да еще и получать за это деньги. Поэтому, чтобы не оказаться в подобной ситуации, нужно получить у репетитора ответы на следующие вопросы:
- Может ли преподаватель рассказать о методологии преподавания предмета в целом и в отдельности по этапам изучения? Нужно знать, что опытному преподавателю не составит труда рассказать о методике преподавания и о последовательности, а также объяснить, почему предмет преподается именно таким образом и в такой тематической последовательности. Любое упражнение, урок, тема, раздел преподаются в определенной причинной последовательности. Многим студентам причины последовательности могут быть и не видны, но опытный преподаватель четко видит причины и следствия преподавания.
- Узнать уровень использования языка репетитором. Естественно, ожидать, что репетитор окажется профессором филологии со знанием более 10 языков, наивно. Однако уровень владения навыками у репетитора должен отвечать нескольким требованиям: уровень владения языком должен быть не ниже Advanced User, что предусматривает наличие словарного запаса не менее 5000 слов, знание всех основных грамматических структур и проч., наличие квалификации. Уровень владения языком можно проверить по результатам независимого международного тестирования (IELTS, TOEFL), а наличие квалификации – по доступным на сегодняшний день сертификатам CELTA или INTESOL.
- Период занятости репетитора на полное и неполное время преподавания языка. Ответ на данный вопрос даст понятие о способности репетитора решать проблемы, связанные с конфликтными ситуациями или со сложностью преподаваемых тем, и т. п. Длительный и разносторонний опыт преподавателя предполагает умение быстро принимать правильные решения и проводить обучение, сведя возможные ошибки к минимуму. Это важно, поскольку на протяжении всего времени обучения преподаватель «рисует» картину единого целого, потому что от урока к уроку изучаются не отдельные фрагменты, а взаимосвязанные звенья единой картины. Для преподавателя с четким пониманием картины изучения предмета ясно, что и как изучают студенты, и как направить их мозговую деятельность в правильное русло. А значит, чем больше опыт работы у преподавателя, тем больше в его активе материалов и заданий, которые помогут эффективно изучать предмет, а не ставить сомнительные эксперименты, на результат которых едва ли стоит рассчитывать.
Время занятости репетитора при найме тоже имеет значение. Представьте картину: у преподавателя в день 4 урока, к которым нужно подготовиться. Допустим, что на подготовку к уроку преподаватель потратит час, столько же длится сам урок. В итоге получается 8-и часовой рабочий день. Если у преподавателя с такой занятостью Вы согласитесь стать пятым или шестым учеником, то выводы делайте сами. Преподаватель после 8-и часового рабочего дня чувствует себя как выжатый лимон, а значит, и качество преподавания последующих после этого времени уроков останется неудовлетворительным (скажется усталость). Кроме того, преподаватели с большой нагрузкой страдают от нехватки времени. А это прежде всего сказывается на уровне профессионализма. У такого преподавателя не остается времени на анализ собственной деятельности, на поиски новых методических пособий, на подбор принципиально новых методик преподавания. Он не может оглянуться назад и оценить степень эффективности своей деятельности, а также исправить возможные ошибки. А значит, у репетитора нет возможности повысить собственную квалификацию и эффективность работы.
При выборе репетитора нужно обратить внимание на то, какими пособиями он пользуется для преподавания своего предмета. Образовательная методология постоянно прогрессирует. Сегодня, к примеру, доступно большое количество разнообразных пособий высокого качества. Не лишним будет поинтересоваться у репетитора: может ли он обосновать выбор именно этих обучающих пособий. А затем оценить логичность и ясность его объяснений.
Использует ли преподаватель дополнительные материалы? Другими словами, есть ли нечто, что, кроме учебников, призвано помочь изучать материал. Дополнительную информацию можно черпать из разных источников: ауидо или видеозаписи театральных постановок на изучаемом языке, библиотека (чтение произведений на оригинальном языке), сайты, презентации, в соответствие с программой PowerPoint и т. д. Чем шире спектр инструментов преподавания, тем интереснее студентам, и, соответственно, выше эффективность обучения. На сегодняшний день в Интернете можно найти колоссальное количество разнообразных ресурсов. А в библиотеках и языковых центрах - печатных изданий. Предпочтение преподавателя исключительно учебников будет сомнительным. Потому что ни один учебник не может обеспечить достаточный уровень разностороннего изучения материала.
Важным критерием выбора репетитора является способность последнего объяснить предмет. Всем известно, что бывает и такое, что объясняя банальную вещь, можно зайти в глухие дебри, из которых нет выхода. Для хорошего преподавателя чтение своего предмета сводится к тому, что он преподает, оперируя терминами и понятиями, легкодоступными для понимания, как бы опускаясь на уровень восприятия предмета студентами. Опытному репетитору не составит труда на первых занятиях определить оптимальный стиль обучения студента (слуховой, визуальный, кинестетический и т. п.), и проводить занятия с учетом данной особенности.
Не лишним будет узнать информацию о том, как репетитор готовится к занятиям: планирует цикл занятий или каждое занятие в отдельности. Заниматься на уроке с преподавателем, который сам не готов к проведению урока, все равно, что блуждать в лесу без компаса. Если репетитор «блуждает» в учебнике и создается впечатление, что он впервые увидел материал вместе со своим учеником, то нужно задуматься о целесообразности дальнейшего сотрудничества и поискать нового репетитора. Репетитор обязательно владеть предметом и никаких «откровений» или неуверенности в нем у него быть не должно!
Кроме того, любого ученика нужно уметь заинтересовать. А без соответствующей подготовки материалов и планирования урока ни о какой заинтересованности и речи не идет. Если же преподаватель не уверен и путается в материалах, ученикам становится неинтересно. В итоге они не воспринимают предмет или воспринимают его плохо.
|