Деление предложений на смысловые отрезки
Длинные предложения невозможно произнести на одном дыхании, поэтому они делятся на части - смысловые отрезки. Смысловой отрезок может состоять из одного слова, группы слов, придаточного предложения или простого нераспространенного предложения.
Например, в предложении: "Вот дом, который построил Джек" может быть две смысловые группы - одна выражена группой слов: "Вот дом", а другая - придаточным предложением: "который построил Джек".
Если мы каждую смысловую группу разделим ещё на какие-нибудь отрезки, то это приведёт к нарушению смысла данного предложения. Деление предложений на смысловые отрезки зависит от того, как быстро мы говорим. Мы можем предложение: "Вот дом, который построил Джек" произнести быстро, тогда нет необходимости делить его на части.
Между смысловыми отрезками существуют небольшие паузы, которые тоже очень важны для смысла. В тексте паузы можно пометить вертикальной чёрточкой |, которая ставится после последнего слова в отрезке.
Так предложение: "Казнить нельзя помиловать" можно произнести с паузой после слова "казнить" или с паузой после слова "нельзя". Вы видите, какая огромная разница в смысле предложения!
А диалог:
"Сэр вы лошадь | мою не видали?"
"Сэр сами вы лошадь | свою поищите"
с неправильно расставленными паузами, кажется не только непонятным, но и забавным.
На письме одна смысловая группа от другой часто отделяется запятыми, однако это не обязательно, особенно в английском языке, где запятые расставляются совсем по другим правилам, нежели в русском.
Этот небольшой текст разделён на минимальные значимые отрезки:
- Уважаемые пассажиры|, на борту нашего самолёта| установлена| самая надёжная система навигации| под управлением |Windows 2000 …
В салоне| начинается паника. Пассажиры| спешно| покидают самолёт. Последним| не спеша| выходит| Билл Гейтс.
- А почему| вы| не торопитесь? Спрашивает его| стюардесса.
- А чего мне |торопиться. Мы и так| не взлетим.
Попытайтесь самостоятельно разделить текст на смысловые отрезки. Отрезков должно быть 12.
Продавщица в магазине шляп обращается к клиентке, только что выбравшей шляпку:
- Это последний крик моды, мадам.
- Да, если не считать крика моего мужа, когда он узнает цену.