По традиции
английскую школу принято считать весьма консервативной и авторитарной. Так оно, пожалуй, и было на протяжении веков. Но сегодня такое представление можно считать безнадежно устаревшим. Начиная с 60-х годов ХХ века во всем западном мире, и Англия тут не исключение, стало набирать силу движение за либерализацию и демократизацию всей общественной жизни и не в последнюю очередь – образования. Одним из его завоеваний стала демократизация школьного управления за счет разделения полномочий между администрацией и общественными советами. Таким образом, история этого явления насчитывает в Англии уже не одно десятилетие, и сегодня о нем можно судить как о вполне сложившейся практике. В чем же ее суть?
Школьный управляющий совет представляет собой добровольное общественное объединение, ставящее своей задачей помощь школьной администрации в решении управленческих задач и, с другой стороны, служащее ей своего рода противовесом. Казалось бы, эти противоречивые задачи очень непросто совместить, что и вызывает у нас понятное беспокойство. На самом деле противоречие тут кажущееся. Верно заметил Стендаль: "Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление". Исполнение советом консультативных и контролирующих функций позволяет сбалансировать школьную политику, избегать волюнтаристских решений, обеспечивать интересы всех представителей школьного сообщества.
Опасения насчет узурпации советом власти и злоупотребления ею в данном случае совершенно безосновательны – вся его деятельность также регулируется весьма определенными нормами, исключающими причинение школе вреда. Совет не подменяет собою администрацию и не противостоит ей, а выступает с нею в единстве ради оптимального достижения общих целей. Конечно, дискуссии тут случаются довольно острые, но они не носят характер непримиримых противоречий. Наверное, спорно само суждение, будто в спорах рождается истина, - итогом спора нередко бывает ссора. Более разумно звучит суждение английского философа Дэвида Юма: "Истина рождается из разногласий меж друзьями". Так и отношения управляющего совета со школьной администрацией следует рассматривать если не как дружбу, то как стратегическое партнерство и сотрудничество.
Обеспечивается это, в частности тем, что возглавляет совет, как правило, директор школы (если только совет специальным решением не лишает его этой возможности). В состав совета (который может насчитывать до 20 человек) входят также учителя и другие представители школьного коллектива (это может быть завхоз, библиотекарь, даже уборщица). Обычно не менее пятой части совета – родители. Есть и представители учащихся – они участвуют в заседаниях, отстаивают интересы школьников, имеют право спорить с остальными членами совета, однако их голос – совещательный, по английским законам не достигшие 18-летнего возраста ни в каких официальных структурах права голоса не имеют.
Если у школы есть спонсоры, то они сами или их представители также включаются в совет. Это и понятно – совет, в частности, обсуждает и финансовую политику, использование спонсорских средств, и тут голос дарителя обязательно должен быть услышан. Важно отметить, что спонсор пользуется равным правом голоса с остальными членами. Максимум "самодурства" он может проявить, отказавшись от пожертвования. А вот навязать что-либо школе он практически не может – предложение, не отвечающее общим интересам, будет заблокировано при голосовании.
От лица
местных властей в совете выступают простые граждане из числа добровольцев, живущие в близлежащем районе (кстати, совсем не обязательно, чтобы в данной школе учились их дети). Их не выбирают, а назначают местные органы образования из числа подавших заявление. Характерно, что недостатка в добровольцах нигде не ощущается – многие граждане считают подобную работу своим общественным долгом и охотно осуществляют ее на безвозмездной основе. Разумеется, их анкеты предварительно подробнейшим образом рассматриваются властями и проверяются в полиции – по английским законам в школах не могут работать лица, когда-либо объявлявшиеся банкротами, люди с криминальным прошлым, особенно те, кто совершил неблаговидные поступки в отношении детей.
Может показаться, что директор, возглавляя и саму школу, и управляющий совет, выступает в их тандеме ключевой фигурой, никому не подвластной. На самом деле совет вправе даже инициировать увольнение директора, хотя практически до этого никогда не доходит – конфликтные вопросы решаются за столом переговоров под эгидой местных органов управления образованием.
В компетенцию совета входит широкий круг организационных вопросов. Совет решает, каким должен быть штат школы, определяет ее политику – носить ли форму, вводить ли факультативные занятия и какие, куда везти детей на экскурсии. Определяет правила поведения в школе, попутно решая, как быть с детьми, которые им не следуют. Наконец, решает, когда начинаются и заканчиваются каникулы. В последнем случае, правда, решение выносится на уровне графств после анализа предложений от каждой школы. Поэтому в разных графствах сроки каникул могут не совпадать, но в каждом графстве они едины.
А вот
программы обучения – вне компетенции совета. В Англии справедливо считается, что содержание образование определяется специалистами, и никакой общественный орган не вправе их решение корректировать. Если же кто-то из родителей имеет какие-то особые пожелания – например, ввести в учебный план уроки тайского языка или верховой езды, - то совет это предложение рассмотрит и может даже одобрить: соответствующий предмет может быть введен факультативно для желающих.
Важнейшая функция совета – контроль за использованием средств. Некоторую, весьма небольшую часть школьного бюджета директор может расходовать по своему усмотрению, хотя и обязан за это отчитаться. Остальные средства находятся в ведении совета, который постоянно отслеживает: кому заплатили, что купили, зачем, какую пользу это принесет детям, что вообще школа может позволить, и так далее. В этой ситуации, скажем, благоустройство директором личного кабинета, когда спортзалу не хватает инвентаря, было бы просто немыслимо.
Таким образом, как это явствует из зарубежного опыта, управляющие советы вовсе не представляют опасность вкусовщины и произвола, напротив – делают любой произвол в школьной жизни невозможным. Тандем администрация-совет представляет собой взвешенную систему сдержек и противовесов, позволяющую школьному локомотиву четко следовать правильным курсом.
Редакция портала "Аделанта-Инфо" благодарит за предоставленный для энциклопедии материал автора -
Сергея Сергеевича Степанова
Коротко об авторе:
Сергей Сергеевич Степанов - психолог, доцент кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования" МГППУ. Автор более 40 научно-популярных книг по психологии и свыше тысячи статей в газетах и журналах. В 1981 году окончил факультет психологии МГУ, работал там на кафедре педагогики и педагогической психологии. С 1984 по 1997 годы работал научным редактором издательства "Большая Российская Энциклопедия". В это же время занимался переводами книг А.Маслоу, К.Роджерса, Ф.Зимбардо и других известных психологов с английского языка. Свою первую книгу выпустил в 1994 году. К 2008 году вышло уже более сорока книг, общим тиражом свыше полумиллиона экземпляров. С 1999 года заведует отделом теории и истории психологии в еженедельнике "Школьный психолог". С 2002 года - доцент кафедры педагогической психологии.
Опубликованные книги Сергея Степанова:
"Законы психологии. Советы психолога-консультанта" (2000 г.), "Психологические подсказки на каждый день. Рецепты поведения в самых простых и совсем непростых ситуациях" (2001 г.), "Спросите у психолога: Профессиональные ответы на насущные жизненные вопросы" (2001 г.), "Популярная психологическая энциклопедия" (2005 г.), "Приключения IQ, или Кто на свете всех умнее" (2005 г.), "Нестандартный путь к успеху. Из Иванушки-дурачка в Ивана-царевича" (2005 г.), "Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений" (2006 г.), "Мифы и тупики поп-психологии" (2006 г.), "Искусство добиваться своего" (2007 г.), "Психологические шпаргалки" (2007 г.)