Иностранцы в своей стране могут с первого взгляда определить русского туриста. Главными приметами россиян являются не славянская внешность с широкими скулами, не растерянность при столкновении с европейским сервисом, не восторженные взгляды, характерные для людей, нечасто покидающих родину, а полная беспомощность при общении с иностранцами и отсутствие каких-либо разговорных навыков английского языка. Именно это выдает русского человека за границей. В азиатских странах русских могут также перепутать с французами, потому что французы тоже не знают английского, однако для последних это дело принципа. Просто отношение французов к звуковому и словарному богатству своего родного языка настолько трепетно, что они не желают портить его грубыми американизмами и аналитическим синтаксисом. Во Франции даже создана комиссия по защите французского языка под руководством премьер-министра.
В отличие от французов, русские люди во все времена учили иностранный язык, и в частности английский. В школе учили, в институте учили, в аспирантуре учили, долбили, зубрили, сдавали, да так и не выучили. Хотя русских нельзя назвать лингвистическими дураками.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что большая часть взрослого населения приходит к выводу, что иностранный язык необходимо учить снова, забыв те зубрежки и долбежки, которые были пройдены в школе и институте. Иностранный язык выучить можно! И в данной статье речь пойдет о том, для чего и зачем нужен иностранный язык россиянам, когда начинать его учить и где лучше это делать, а также будут освещены различные программы и методики обучения. Некоторые аспекты изучения иностранного языка будут представлены на примере английского как языка международного общения, наиболее популярного и востребованного на рынке интеллектуальных услуг.
Чтобы выучить язык, нужна мотивация
Мотивация – это основной фактор, побуждающий человека действовать. Чтобы выучить иностранный язык, тоже необходима мотивация. А разве была она у советских людей? Психологи единогласны во мнении, что россияне в общей массе не знают иностранных языков, потому что раньше у них не было для этого мотивации: выехать из страны было невозможно, да и не за чем. Иностранцы по улицам не разгуливали, на работе знание языка не требовалось. Когда границы открыли, тут и начались наши беды. Спрос на иностранный язык несказанно вырос: трудоустройство в иностранной фирме, заграничные командировки, стажировки и путешествия. Многие нашли вторые половинки за рубежом или собрались выехать на ПМЖ. В общем, мотивация нашлась у каждого второго. И рынок немедленно стал удовлетворять этот спрос, увеличивая предложение. Повсеместно начали появляться языковые спецшколы, курсы и различные программы.
Если вы тоже решили начать учить английский, прежде чем выбрать курсы, сформулируйте свой стимул. Определитесь, зачем вам нужен английский (французский, немецкий и т. д.)? Ведь в настоящий момент существует очень много различных методик преподавания языков. А широкое предложение рождает проблему выбора. Если вы определите мотивы, то сможете сделать правильный выбор.
Программу занятия выбирать вам
По какой программе заниматься – выбор, на первый взгляд, формальный. Но сделать его нужно до того, как вы приступите. Некоторые программы предлагают обучение небольшими уроками с продолжительными перерывами между ними, на протяжении которых вам предстоит выполнение домашних заданий. Другие программы, наоборот, сразу дают большой объем материала, например, обучение может проходить по 4-5 часов ежедневно пять дней в неделю. Такие активные программы называются «интенсивом» (от латинского слова «intensus» – «напряженный»). Главной особенностью таких программ является именно активная нагрузка в единицу времени, а не продолжительность программы. Вопреки распространенному мнению о том, что «интенсивы» являются краткосрочными.
Преподаватели, работающие в научно-образовательном центре «Школа Китайгородской», придерживаются мнения, что «интенсив» заключается в активизации таких психических процессов, как память, мышление и воображение, а также личностных эмоциональных ресурсов и межличностных отношений. Курс является краткосрочным, так как в нашем стремительном и насыщенном событиями мире промедление – это просто непозволительная роскошь. Метод, который преподают в «Школе Китайгородской», носит название «Активизация возможностей личности и коллектива».
За месяц-другой перед загранпоездкой рекомендуем все-таки пройти интенсивный курс изучения языка. Особенно это полезно будет тем, кто когда-то давно знал язык и знаком с его произношением и грамматикой, но потом просто забыл его из-за отсутствия практики. В процессе интенсивного курса высвободится творческая энергия, и давно забытые знания начнут активизироваться.
Интенсивные курсы изучения иностранного языка предлагают многие крупные компании, которые на этом специализируются. Это «Система-3», Language Link, English First, BKC-International House, курсы Британского Совета и другие компании. Но следует знать, что каждая из них использует свою методику изучения языка, поэтому и «интенсивы», которые они предлагают, будут различными по содержанию.
Плата за обучение в некоторых языковых школах может быть фиксированной: за один семестр или за год. Зато в таких школах, как правило, устанавливается гибкий график обучения, что очень удобно для учеников. Каждый может определить для себя количество учебных часов и выбрать понравившуюся форму обучения, например, работа с преподавателем или за компьютером, просмотр фильмов на иностранном языке и прочее.
Традиционные и нетрадиционные методы изучения иностранных языков
В России преподавание иностранных языков ведется традиционными и нетрадиционными методами. Чтобы представить традиционные методы обучения, достаточно сказать, что это «как в школе»: сначала учим звуки и буквы, затем грамматику, собираем из слов фразы по образцу, читаем и переводим. Проблема школьных методик, которая выше уже упоминалась - все учили, учили, да так и не выучили, знакома достаточно большому кругу читателей. Поэтому ссылка на обычную школу у многих вызвала неприятное чувство. Однако следует заметить, что не все так плохо. Многие таки выучили язык по этим методам. Просто раньше, в советские времена, у общеобразовательной системы никаких альтернатив-то и не было. Сегодня ситуация в корне изменилась, а многие традиционные методики лежат в основе программ нынешних спецшкол. Поменялись в лучшую сторону и учебные пособия. Ведь авторы стали обладать свободой творчества, чего не было раньше из-за цензуры.
Например, знаменитый автор старого двухтомного учебного пособия по английскому языку Наталья Бонк совсем недавно, в соавторстве со своей дочерью, написала и издала новое учебное пособие «Английский шаг за шагом». Книга выдержана в традиционной манере преподавания Бонк, однако скучные темы там отсутствуют. Буквально с первых страниц ученики сталкиваются с живыми диалогами, актуальными в повседневной жизни человека, как на работе, так и в быту.
Нетрадиционных методик обучения на языковом рынке сегодня достаточно много. Они стали развиваться только 10 лет назад, хотя некоторые из них вызревали еще при советской власти. Часть этих методик была скопирована с зарубежного опыта, другая часть является разработкой наших авторов. Эти методики в большинстве своем делают акцент на практике разговорной речи, на общении с людьми. Занятия на основе таких методик и близко не напоминают урок, в традиционном понимании этого слова. Здесь царит дружеская и теплая атмосфера общения.
Языковая школа с 25-летним стажем и нетрадиционной методикой обучения «Школа Китайгородской», которая упоминалась выше, все эти годы удачно работает как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Эта школа ориентирована на общение между людьми. Ученики этой школы группируются по 10-12 человек. Занятия рассчитаны на 5 академических часов и проходят три раза в неделю. Обучение построено таким образом, что каждое занятие представляет собой ролевую игру. Все ученики заранее получают определенные роли. На занятиях они общаются не только с преподавателем, но и между собой в группах по 2-6 человек, разыгрывая сценки, имитирующие реальные жизненные события, ситуации.
Еще одна школа, использующая авторскую методику освоения иностранных языков – школа Игоря Шехтера. Она работает уже 30 лет, имеет более 100 филиалов не только в России и странах СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Метод Шехтера построен на эмоционально-смысловом освоении иностранного языка. Принципом данного метода является то, что речь должна использоваться не просто для озвучивания текста. Она представляется средством решения жизненных задач. Следуя данному принципу, обучение в этой школе не ставит задачей строить предложения по образцам и воспроизводить заученные фразы. Для качественного освоения языка человек активно использует творческие разговорные навыки для ориентировки в текущей ситуации и исходя из сиюминутных потребностей. Возраст учеников школы Шехтера от 16 лет. Полный курс обучения длится 300 часов. Он разбит на 3 цикла по 100 часов, между которыми допускается интервал до 4 месяцев. Каждый цикл соответствует определенному уровню знаний, поэтому не обязательно начинать с первого цикла, если ваш уровень знаний не стремится к «0». Обучающий курс не предусматривает домашние задания и письменные упражнения. Не так давно школа Шехтера организовала курсы по переподготовке преподавателей. После теоретического курса преподаватели ведут с учениками практические занятия на протяжении месяца, а затем по результатам этих занятий они получают свидетельство, дающее им право вести преподавательскую деятельность по эмоционально-смысловому методу Игоря Шехтера.
Метод Игоря Шехтера используется также в Лингвистической школе общения «Сиситема-3». Обучение здесь строиться по принципу, что «язык не строится, а рождается». Учебный процесс в «Системе-3» разбит на этапы, каждый по 100 часов интенсивных занятий. В интервалах между этапами проходят лексико-грамматические курсы, длительностью 64 часа каждый. График занятий жесткий: шесть дней в неделю по 4 часа, но плюс в том, что домашние задания здесь отсутствуют. По окончанию первого этапа в арсенале ученика появляется 1,5-2 тысячи новых слов, с помощью которых он может свободно дискутировать на бытовые темы, читать литературу и прессу.
Некоторые методики применяют для изучения английской грамматики графические символы. На примере темы «Активный и пассивный залоги» объясним детальнее. Если действие активно («я пишу»), то оно обозначается и запоминается как кружок с исходящей из него стрелочкой. Если действие пассивно («статья пишется»), то оно обозначается тем же кружком с входящей стрелочкой. При помощи таких простых зрительных образов грамматика становится логичной и понятной, и хорошо запоминается. Новые слова появляются среди уже известных слов в речи, поэтому его значение можно угадать и без перевода.
В Школе рационального чтения также используется метод зрительного образа для лучшего запоминания. Специалисты этой школы, которые уже много лет занимаются решением проблемы увеличения продуктивности памяти, разработали и издали языковые карточки. Используя комплект таких карточек, человек может запомнить и выучить более одной тысячи иностранных слов в месяц. Каждая карточка заполнена с двух сторон, на одной из которых написано английское слово. На обратной стороне карточки находится его перевод и графический символ. По методике, каждое слово необходимо повторять, просматривая карточку трижды, с интервалами 5-7 минут. Огромный плюс метода в том, что обучаться по нему можно когда и где угодно: в очереди или в пробке, в метро, словом, везде. Когда слово будет уже выучено, эту карточку необходимо порвать и выбросить. Да-да, именно порвать и выбросить. Дело в том, что в этот момент наш мозг чувствует «необратимость действия», и это, по мнению специалистов школы, увеличивает эффективность запоминания практически на 35%.
Занятия с носителем языка
Существует также «коммуникативный» метод изучения иностранного языка, который был придуман и впервые использован в Великобритании в середине прошлого столетия, когда после второй мировой войны страну заполонили эмигранты из разных стран мира. Этот метод выбирают люди, у которых уже имеются какие-то элементарные знания языка. Для проведения занятий компании-организаторы приглашают именно носителя языка. Так, например, поступает компания «BKС-International House».
Чтобы вести занятия по обучению английскому языку, недостаточно просто быть гражданином Великобритании или другого англоязычного государства. Преподаватель обязательно должен получить высшее образование у себя на родине и освоить специальность «английский язык как иностранный». На коммуникативных занятиях, используя уже известную слушателям лексику, изучаются новые слова и понятия, грамматические конструкции. А если знаний лексики у слушателей недостаточно, то учителя используют графические и схематические изображения или объясняются жестами.
Подытоживая сказанное, хочется отметить, что каждый желающий выучить иностранный язык сегодня обязательно найдет для себя подходящие курсы и методики, представленные на рынке во всем многообразии. Однако не стоит бросаться на такие рекламные объявления, которые дают призрачные обещания о том, что язык можно выучить за неделю в совершенстве, или во сне, под гипнозом, с помощью 25-го кадра и т. д. Даже в самый приятный процесс изучения языка нужно вложить свое время, силы и деньги.
Для тех, кому иностранный язык очень нужен
Есть в жизни ситуации, когда не стоит выбор «учить иностранный язык или нет». Например, если вы решите выехать за границу на ПМЖ или поступить в иностранный вуз, то без знания языка не обойтись. Причем, в данных ситуациях это должно быть не просто знание языка в общих чертах. Ведь придется сдавать экзамены для получения международного сертификата. Таким людям стоит сразу обращаться в компании, предоставляющие обучение именно для сдачи таких экзаменов, а идти на общие языковые курсы не имеет смысла.
В США есть специальный экзамен - TOEFL, который нужно сдавать для поступления в американские вузы или для получения разрешения на проживание в англоязычной стране. Чтобы поступить в приличный вуз, достаточно набрать 550 баллов. Результаты экзамена TOEFL признаются в большинстве вузов в англоязычных странах. Однако этот каждые два года сертификат требует подтверждения.
В Великобритании с 1913 года специальная организация UCLES (The University of Cambridge Local Examinations Syndicate) принимает экзамены на Кембриджский сертификат, который подтверждения не требует. Уровень знаний UCLES оценивает по единой шкале, которая используется для всех экзаменационных программ. Всего существует пять уровней, каждому из которых соответствует определенный тест, - KET, PET, FCE, CAE, CPE. Все эти тесты нужно пройти. Первый тест выявляет элементарные знания, а успешная сдача последнего теста подтверждает знания, которых достаточно для поступления в любой британский университет и во многие другие высшие учебные заведения, находящиеся в англоязычных странах, а также для работы в сферах, где требуются специальные знания. Британский Совет организовывает экзамены на Кембриджский сертификат 3 раза в год. А подготовку к ним проводит Московский лингвистический центр.
Британский Совет также принимает экзамен на получение сертификата по специальному курсу изучения делового английского, который называется BEC (Business English Certificates). Подготовка к этому экзамену проходит по программе, состоящей из трех уровней, предназначенной для людей от 17 лет, которые работают в бизнес-сфере или только собираются работать.
Для бизнесменов и деловых людей необходимо изучение не просто английского языка, а именно его бизнес-варианта, который включает специальную терминологию, навыки общения на специфические темы и умение составлять документацию. Желательно проводить обучение без отрыва от деятельности и в окружении единомышленников. Некоторые предприятия заказывают для своих сотрудников бизнес-курс, который проводится после рабочего дня прямо на территории предприятия, куда выезжает преподаватель.
Учить язык никогда не поздно и не рано
Многие пожилые люди интересуются, не поздно ли им в их возрасте приступать к изучению иностранного языка? Ведь память у пожилых людей совсем уже не та, что в молодости, поэтому вместе с молодыми они не хотят идти на курсы, да и возможности далеко ездить каждый день тоже нет. Поэтому многие полагают, что после определенного возраста учить иностранный язык уже поздно. Оказывается, нет! Учить язык никогда не поздно! Для изучения языка не существует возрастных барьеров, утверждают специалисты Центра языковой психологии. Человек с сильной мотивацией способен на многое. Для примера Вячеслав Камаев, старший сотрудник центра, рассказывает случай, когда язык выучила даже 75-летняя женщина. У нее была большая мотивация: она переехала к дочери в Мадрид, чтобы воспитывать внуков, при этом хотела научить их русскому языку и без труда понимать испанский. Для индивидуальных занятий с пожилой клиенткой преподавателю также пришлось ехать в Мадрид.
Языкового барьера не существует и с нижней стороны. Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста их малыш уже может начинать изучать иностранный язык, и не помешает ли он изучению родного языка? Специалисты утверждают, что одно другому никогда не мешало, лишь бы обучение было в радость маленькому ученику. Еще с давних времен в обеспеченных русских семьях водилась традиция нанимать иностранных гувернеров для воспитания и обучения своих детей иностранным языкам. Многие языковые школы и центры набирают в детские группы малышей даже трех- и четырехлетнего возраста. На занятиях они учат песенки, рассказывают сказки, рисуют и вырезают картинки.
Специалисты компании BKC-International House придумали интересный проект – открыли в Москве детский сад, где с детьми одновременно занимается как русскоязычный воспитатель, так и носитель языка.
Родители, которые решили отдать ребенка в такой «англоязычный» детский сад, должны также учитывать способности детской памяти, которая впитывает новые знания как губка, но также легко все и забывает. Поэтому языковые знания ребенка нужно в дальнейшем обязательно нужно поддерживать. С этой целью лучше всего иметь друзей за границей, с которыми можно было бы часто общаться именно на изучаемом языке, или отправлять ребенка на каникулы за границу.
|