2 августа 2004 г.
Автор: Nina
Предыдущая статья цикла: Как я сдавала FCE. Часть шестая. Судный день-II
Итак, началась осень, честно заработанный сертификат FCE я получила, и надо было начинать готовиться к экзамену, который я собиралась сдавать с самого начала - CAE (Certificate in Advanced English), но была вынуждена отложить эту затею, так как знала английский недостаточно хорошо. Расскажу немного о самом экзамене.
CAE (Certificate in Advanced English) - экзамен для студентов уровня выше среднего (Upper-Intermediate) по абсолютной шкале уровней английского языка. Это экзамен на знание британского английского, и в России его принимают в отделениях Британского совета. Формат теста схож с форматом FCE, экзамена предыдущего уровня, который я подробно описывала в своем рассказе.
CAE состоит из пяти частей: Reading, Writing, English in Use, Listening и Speaking. Все части экзамена оцениваются независимо друг от друга, и набранные баллы складываются для получения окончательного результата. На высший балл (A) необходимо набрать более 80% правильных ответов.
Экзамен проводится в два дня: первые четыре части экзамена в один день со всеми остальными кандидатами - обычно суббота (в июне и декабре) - а день интервью (Speaking) каждому назначается особо, и он может быть за две-три недели до или после основного экзаменационного дня.
Честь быть экзаменованным стоит около $120 в рублях, а регистрация проводится примерно за два месяца до даты экзамена. Когда я сдавала CAE, экзамен в Москве проводился только в июне и декабре, сейчас он проводится и в марте.
О ценности самого сертификата. Хотя успешная сдача этого экзамена подтверждает ваши знания английского языка на очень хорошем, хотя и далеком от совершенства уровне, сертификат как таковой ни у нас, в России, ни где-либо за рубежом практически неизвестен и особой популярностью не пользуется. Это не потому, что экзамен слишком сложный или наоборот, слишком простой: дело в том, что его начали принимать около десяти лет назад (в качестве промежуточного шага между двумя другими, более известными кембриджскими экзаменами: FCE и CPE).
Мне, конечно, приятно было получить сертификат, но, как и в случае со сдачей FCE, моей целью была не бумажка, а знания. При подготовке к экзамену нельзя только «натаскивать» себя на экзаменационные задания. Занятия по учебникам для подготовки к CAE неизбежно повышают уровень владения английским языком. Учебниками тоже ограничиваться нельзя: чтобы сдать экзамен на хороший балл, нужно практиковаться во всех аспектах языка: много читать, слушать радио и смотреть фильмы без перевода, регулярно писать и разговаривать по-английски.
Именно этим я и занималась с сентября по февраль, нацелившись на сдачу экзамена в июне. Было бы слишком нудно перечислять, какие книги и журналы я читала и какие радиопередачи слушала. Ограничусь средними показателями: отказавшись еще в предыдущем году от чтения русскоязычной литературы в пользу ассортимента книг и журналов в библиотеке Британского Совета, я прочитывала в среднем две книжки в неделю (500-800 страниц текста). Там же я регулярно брала аудиокниги, фильмы и сериалы на английском языке. С устной практикой и письмом было тяжелее: разговаривать по-прежнему было не с кем, и Speaking я просто игнорировала. Письменные задания ложились тяжким бременем на мою совесть, и я изредка (раз-два в месяц) заставляла себя написать какое-нибудь экзаменационное письмо и немного общалась по-английски на форумах и в дискуссионных листах в интернете.
Конечно, у меня были учебники. По «The Cambridge CAE Course», купленному за год до сдачи FCE, я занималась неохотно. Этот учебник очень сух и скучен, и к занятиям он не стимулировал. В нем мне понравились только кассеты с образцами заданий из Listening, которые я с удовольствием неоднократно прослушивала. Единственное достоинство этого учебника - образцы заданий в нем, по моим субъективным ощущениям, немного сложнее экзаменационных, что дает небольшую фору на экзамене.
Кроме того, я купила еще два учебника оксфордского издательства: «Advanced Writing with English in Use» и «Advanced Listening and Speaking» с кассетами. Есть еще, по-моему, «Advanced Reading», но так как с чтением у меня проблем не было, на нем я решила сэкономить. Эти учебники мне очень помогли: в них систематически развиваются тестируемые на экзамене навыки и дается много дополнительного материала.
К концу зимы я столь глубоко погрузилась в искусственно созданную языковую среду, что даже лекции в институте не раз порывалась записывать по-английски. Не сказать, чтобы у меня это хорошо получалось, но попытки свои я оценивала благосклонно.
Будучи изолированной от товарищей по несчастью - других людей, готовившихся к сдаче CAE - я не могла с уверенностью оценить свой прогресс и свои шансы на успешную сдачу экзамена. Мне также недоставало разговорной практики, что меня очень беспокоило. Чтобы скомпенсировать провал на интервью, надо блестяще показать себя в остальных четырех частях экзамена, а я гениальных результатов у себя не наблюдала. В конце февраля я поняла, что ради разговорной практики придется идти на курсы. О том, как я выбирала курсы и как я на них училась - в следующей заметке.
Следующая статья цикла: Как я сдавала CAE. Часть вторая. Пойдем на курсы
|