Сквош - состязательная игра с использованием ракеток и мяча на специальном корте. Сквош-корт представляет собой зал прямоугольной формы. Задача игроков - поочередно отбивать ракеткой мяч, отскакивающий от стен и пола, не нарушая установленных правил. Сквош выдвигает довольно высокие требования к физической подготовке спортсменов: скорость мяча может превышать 200 км/час, перемещение по корту требует хорошей реакции, скорости и выносливости. Популярность игры неуклонно растет, рассматривается вопрос о включении сквоша в программу
Олимпиады 2016 года.
В матче участвуют два игрока или две команды, состоящие из двух спортсменов. Встречи проводятся в зале длиной около 9,8 метров (боковые стены), шириной 6,4 метра. Разметка на стенах этого корта обозначает игровое пространство. На каждой стене оно ограничено верхней и нижней линиями. Мяч считается ушедшим в аут, если он попадает в стену за границей этой зоны, в том числе и если он касается самой линии. Стены имеют разную площадь игровой поверхности. На лицевой стене верхняя линия аута проведена на высоте около 4,7 метров от пола, на противоположной стене – на высоте 2,1 метра. Их соединяют наклонные линии аута на боковых стенах. Линия нижнего аута (tin) проходит на высоте 0,4 метра от пола (иногда она представляет собой полосу листового железа или другого специального материала, в этом случае аут можно определить по звуку). На высоте 1,8 метра на фронтальной стене проведена линия подачи. Разметка пола напоминает букву "Т". Перекладина буквы "Т" - линия от одной боковой стены до другой, она делит корт пополам, а перпендикуляр делит заднюю часть на две четверти. В каждой четверти отмечена зона подачи.
В начале игры, после того как определена очередность подачи, игрок, которому выпало подавать первым, выбирает между правой и левой зоной подачи. При выполнении подачи игрок должен одной ногой стоять в выбранной зоне, не заступая за ограничительную линию и не касаясь ее. Мяч должен попасть в лицевую стену между линией подачи и верхней линией аута, затем отскочить в противоположную четверть корта. Его сопернику требуется отбить мяч, так чтобы тот попал в игровую поверхность лицевой стены. Он может выполнить свой удар слета или с отскока от пола. На пути к фронтальной стене мяч не должен касаться пола.
Дальнейшая игра представляет собой чередование ударов по мячу. Розыгрыш мяча заканчивается, когда одному из игроков не удается отбить мяч после первого отскока от пола или попасть в лицевую стену, а также когда один из спортсменов отправляет мяч в аут или нарушает правила. По пути к лицевой стене и назад мяч может несколько раз ударяться в игровую поверхность на других стенах.
Гейм продолжается до девяти очков. При счете 8:8 по выбору принимающего подачу игрока гейм продолжается до десяти очков. При счете 10:10 победу в гейме приносит преимущество в два очка. Победа в матче обычно присуждается спортсмену, победившему в большинстве из пяти геймов.
Судейством на матчах обычно занимается дипломированный рефери, в полномочия которого входит разрешение спорных ситуаций. Как правило, такие ситуации связаны с созданием помех в игре: стремительно передвигаясь в замкнутом пространстве, игрок иногда оказывается на пути движения соперника или мяча. Проблема возникает настолько часто, что для игроков установлены специальные правила, запрещающие заслонять мяч после выполнения удара, создавать помехи для замаха и удара соперника. При возникновении помех спортсмен имеет право обратиться к рефери с просьбой объявить лет (let) или строук (stroke). Если рефери удовлетворяет просьбу, то в первом случае спортсмены повторяют последний розыгрыш мяча, во втором – игрок, которому помешали выполнить удар, получает очко или право внеочередной подачи.
ИЗ ИСТОРИИ СКВОША
Существует несколько игр, которые могут претендовать на звание предшественниц сквоша. Одна из них получила распространение среди французских монахов в начале XV века. Монахи руками отбивали мяч, отскакивающий от рыбацкой сети, которую натягивали в монастырском дворе. Городские подростки играли в похожую игру, колотя мячом по стенам узких переулков. Впоследствии игроки стали пользоваться ракетками, игра стала отдаленно напоминать современные теннис и сквош. Следующим этапом в истории сквоша стало появление игры под названием рэкетс.
Рэкетс появился в одной из лондонских тюрем, где отбывали наказание не расплатившиеся с кредиторами должники. Заключенные отбивали ракетками неупругий мяч, отскакивавший от тюремных стен. Один из вариантов рэкетса назывался файвз. Файвз был во многом похож на сквош, главное различие состоит в том, что участники этой игры не пользовались ракетками.
Рэкетс и файвз вскоре вошли в число самых популярных игр в престижных британских школах. Особенно много поклонников игры в рэкетс оказалось среди учеников лондонской школы Хэрроу. Двух кортов, открытых на ее территории, не хватало на всех желающих. В ожидании своей очереди школьники отрабатывали удары, отбивая мяч от всех расположенных поблизости стен. Для тренировки ударов ученики часто приходили в один из уголков школьного двора, с трех сторон окруженный стенами. Он фактически представлял собой первый закрытый корт.
Стараясь сделать отскок менее предсказуемым, игроки целились мячом в подоконники, дымоходы и водопроводные трубы. Игра стала требовать большой выносливости и молниеносной реакции. Кроме того, пришлось внести изменения в спортивное снаряжение: ручки ракеток были укорочены, а твердый мяч заменен упругим. Его сделали из каучука. В отличие от своего предшественника, вместо того чтобы молниеносно рикошетить при ударе о стену такой мяч сначала сжимался, обеспечивая пружинистый отскок. Соответствующий глагол (squash – сжимать(ся), расплющивать(ся), раздавить), в конечном итоге, дал название новой игре, которая сначала называлась бэби рэкетс (baby racquets) или софт рэкетс (soft racquets). В 60-е годы XIX века в Хэрроу появились первые корты для сквоша.
Число поклонников сквоша среди студентов привилегированных частных школ и университетов по всей Великобритании продолжало расти. В 1908 году Ассоциация тенниса, рэкетса и файвза открыла специальный подкомитет, курирующий клубы сквоша.
Игры, ставшие предшественницами сквоша, практически забылись, в то время как сам сквош получил широкую известность в Великобритании и за ее пределами. В числе причин этого роста популярности – несложные требования к экипировке; кроме того, сквош, как игра для закрытых помещений, не зависит от погодных условий. В начале 1920-х годов началась кодификация правил игры, в 1928 году функции главного координирующего органа взяла на себя Ассоциация рэкетса и сквоша.
В 1920 году состоялся первый Чемпионат Англии по сквошу среди профессионалов, его победителем стал Си Р Рид. Выдающим спортсменом 1930-х годов был Абдельфаттах Амр Бей. Он шесть раз одерживал победу в Открытом чемпионате Англии. 1940-е стали годами триумфа английского спортсмена Нормана Фрэнсиса Боррета, а во второй половине 1950-х победителем Открытого чемпионата Англии семь раз становился пакистанец Хашим Хан.
Первенство в Открытом чемпионате среди женщин на протяжении нескольких десятилетий удерживали английские спортсменки. В период с 1950 по 1958 англичанка Джанет Морган десять раз завоевывала чемпионский титул. Следующие десятилетия отмечены блестящими выступлениями австралийской спортсменки Хитер Маккей.
В 1967 году основана
Всемирная федерация сквоша. Сейчас в ее состав входит 140 национальных федераций. Легендой мирового сквоша 1980-х стал пакистанский спортсмен Янгахир Хан. На его счету десять побед в Открытом чемпионате Англии.
К 1990 году в мире насчитывалось 12 миллионов любителей сквоша, в наши дни существует около 50 тысяч кортов. Доминирующие позиции в современном сквоше удерживают спортсмены из Египта, Австралии, Великобритании и США.
Первоначально ракетки для игры в сквош делали из слоеной древесины. Современные ракетки, как правило, изготовлены из металлов и композитных материалов. Длина ракетки составляет около 70 см, ширина – 22 см. Упругие мячи, которым сквош обязан своим названием, в наши дни производят из резиновой смеси. Это полые мячи диаметром около 40 мм, весом 23-25 грамм. По скорости они делятся на несколько типов. Опытные спортсмены играют более медленными мячами: отскок у них гораздо слабее, и для того чтобы отбить такой мяч, прежде чем он ударится о пол во второй раз, требуется гораздо больше сноровки.
Маркировка на поверхности медленных мячей – одна или две желтых точки. Новички выбирают более быстрые мячи с красной или синей маркировкой. Упругость мяча растет пропорционально его температуре. Один из терминов сквоша – хот болл (hot ball) – обозначает разогретый мяч с максимальным отскоком для данного типа мячей.
ЛОБ, ДАУН И ДРУГИЕ ТЕРМИНЫ СКВОША
Боуст (Boast) - разновидность удара; мяч ударяется о боковую или заднюю стену, затем пересекает корт и попадает во лицевую стену.
Волли (Volley) – удар слета.
Гет (Get) – мастерский прием сложного удара.
Даун (Down) – объявление о том, что при выполнении подачи мяч ударился ниже ограничительной линии.
Дроп шот (Drop shot) - разновидность удара; мяч слегка ударятся о лицевую стену и падает на пол с минимальным отскоком.
Кросс корт (Cross court) - разновидность удара; мяч отлетает от боковой стены и после удара о лицевую стену оказывается в противоположной части корта.
Лоб (Lob) - разновидность удара; мяч по высокой дуге летит в лицевую стену, затем отскакивает в дальний угол корта.
Ник шот (Nick Shot) – разновидность удара; отскочивший от лицевой стены мяч попадает в так называемый ник – место между боковой стеной и полом, в результате он откатывается от стены или отлетает с минимальным отскоком.
Рэйл (Rail) - разновидность удара; отскочивший от фронтальной стены мяч летит назад вдоль боковой стены.
Ти (T) – центральная часть корта. Место, где линия подачи встречается с центральной линией корта.
Фолт (Fault) – ошибка при выполнении подачи.
В статье использованы материалы из английских и российских источников: www.racquet.about.com, www.squashclub.org, www.squashclub.ru, www.talksquash.co.uk, www.worldsquash2008.com, www.squash74.ru, www.squashplayer.co.uk, www.nauka.relis.ru, en.wikipedia.org, www.russiasquash.ru