Если вы собираетесь
учиться в Лондоне и обратиться в фирму за помощью с заявлением, что вам нужен финансово необременительный проект, и что вы собираетесь поучить английский язык только две недели, то будьте уверены, что чаще всего, вы потерпите фиаско именно в этих вопросах.
Но образовательная фирма "Меганом" (www.meganom.org) в лице менеджера Алины Чарной оказалась редким исключением. И мне подыскали действительно недорогую школу, да еще и в самом центре Лондона. Более того, не было ни одного пункта из моего списка требований, который бы остался неучтенным:
- Школа действительно была в центре и называлась Малверн Хаус. Моя группа занималась недалеко от Букингемского дворца, рядом с Гросвенор Гарденс.
- Занятия действительно начинались в 12 часов дня.
- Я действительно могла добраться до школы за 30 минут, потому что мое общежитие тоже находилось в центре, и я ехала на метро только 15-20 минут и без пересадок!
- Оказалось также, что учить язык в Англии две недели не пустая затея и выброс денег, а наоборот совершенно осмысленное, хорошо продуманное именно в этой школе дело.
Занятия организованы таким образом, что каждый урок является абсолютно самостоятельным языковым мероприятием, и ничего не откладывается на завтра и не остается не объясненным. Вам предлагают либо тему на основе вспомогательных материалов, которые вам всегда дают бесплатно и навсегда, а не только на один урок. Либо вы берете текст из учебника. Кстати, это Лонгман. Но в любом из этих случаев вы работаете с лексикой, которую вам и каждому в классе растолковывают и объясняют детально, доступно для любого уровня незнания.
На каждом уроке вы имеете отдельную тему и обсуждаете ее так широко, как только это возможно. И учебник вам нужен не чтобы весь урок в него смотреть, читать и переводить, а лишь как повод для большого разговора длинною в урок.
Акцент во всем, в каждом аспекте ставится, прежде всего, на живой язык. На каждом занятии, кроме абсолютно разговорных классов, вам предлагают аудирование, не больше и не меньше, чем это нужно для полного восприятия, и не в ущерб другим аспектам. Все закручено на заявленной теме урока. Даже грамматика объясняется только на примерах и аналогиях. Лингвистическая терминология, якобы необходимая для объяснения грамматики, совершенно не привлекается. Тем самым освобождается время для дополнительных живых примеров из языка.
Транскрипционными фонетическими знаками вам тоже голову не забивают, подтягивая фонетику путем индивидуальной и убедительной работы над отдельными труднопроизносимыми словами. Предлагаемые темы всегда очень интересны, даже если они давно вами освоены, как например,
достопримечательности Лондона. Просто вам предлагают такой новый для вас ракурс, который сразу же вдохновляет, например, у вас есть друг с ограниченными возможностями, и вы хотите показать ему весь Лондон, но только за один день, потому что вы оба не располагаете временем. Быстро разработайте для него маршрут, исходя лишь из ваших знаний и без основательной подготовки. Кстати по ходу, когда вы будете это произносить, вы же и спросите что-нибудь для уточнения. И вам расскажут, покажут и объяснят в живом диалоге массу новых для вас подробностей, которые вы никогда еще не слышали на языке.
Однако, предположим, у вас действительно нулевой уровень, и вы только еще решили начать
изучать английский язык в Лондоне. В этом случаем вам предложат посещать один из пяти уроков в день под названием "Модуль". Там вы будете делать грамматические упражнения по учебнику. И кроме грамматики снова будут присутствовать и лексика, и тема, просто максимально подобранные под ваш уровень. В конечном счете, вы на собственном опыте убеждаетесь в том, что язык гораздо лучше учить в стране языка и у носителей языка, чем дома, на курсах и с русским репетитором. Другой вопрос, что эффективнее все же основы изучать дома, а закреплять и разговориться уже в Англии.
Но почему лучше учиться за рубежом? Да просто слишком мала вероятность найти дома такого учителя, который бы сочетал в себе столь невероятное количество факторов как живость подачи материала полное отсутствие рутинного языкового занудства, а также идеально приближенное к
английскому произношение, неснижаемый темп речи во время урока, истинно книжные знания, которые к англичанам приходят сами собой в процессе жизни, а у нас изучаются специалистами путем многолетних штудий за столом и в лингафоне, плюс отсутствие русскоговорящих студентов в группе и еще многое другое. Есть, конечно, известные всем случаи, когда учиться дома в России полезнее. Например, когда нужен преподаватель из приемной комиссии того вуза, в который вы поступаете, а также печально известное ЕГЭ в 11 классе.
Пожалуй, необходимо сказать о Малверн Хаусе и то, что нам никогда не задавали домашнее задание. Видимо, это специфика краткого курса в Лондоне. Ведь очевидно, что естественнее и полезнее вечером погулять по Лондону и попытаться говорить с живыми людьми на английском языке, а не сидеть в общежитии и выписывать новые слова из словаря куда-нибудь в тетрадку, с тоской взирая из окна на кипучую английскую действительность.
У меня было три бесподобных учителя в Малверн Хаусе: Холли, Джо (Джозефина) и Крис. Они были молоды и все без исключения уроки проводили вдохновенно, на одном дыхании, в высшей степени артистично, по принципу "театр одного актера". Они также давали свой е-мейл для связи на случай лингвистических затруднений и жизненных проблем в Лондоне. Возможно, они делали это еще и потому, что для тех, кто учится меньше месяца, организованные мероприятия второй половины дня и в выходные не предусмотрены.
Мои учителя всегда готовы были помочь в организации досуга в Лондоне в индивидуальном порядке, а еще они постоянно предлагали нам идеи по этому вопросу и даже проводили занятия с психологическим подтекстом, чтобы расширить наши возможности не только в Лондоне, но и в жизни. Например, Крис, водил нашу группу в Гайд-Парк в дождливый день, когда на занятиях был риск расслабиться и помечтать под шум дождя, который, кстати я застала в Лондоне только дважды раза за три недели в августе. И с удивлением отметила для себя, что Лондон находится на широте Крыма и изобилует южными видами и ароматами чудесных южных растений, цветов, кустарников. Так насчет прогулки в дождь... Задача была непростой! Мы шли, чтобы научится первыми заводить разговор на английском языке или хотя бы вежливо попытаться задать вопрос у спешащих под дождем людей.
Что касается количества студентов в группе, то это было не главное. Состав в группе варьировался, но всегда все студенты сидели на первом и единственном ряду, имея наилучший контакт с преподавателем. Просто отсидеться никому бы не удалось. Тяжело остановиться и перестать рассказывать об отпуске и
языковой школе в Лондоне! Поэтому добавлю только одно.
Идеальный, но абсолютно ненавязчивый порядок в молодежном общежитии, при условии что я как минимум вдвое старше любого студента, произвел на меня неизгладимое впечатление. За три недели я только дважды, и то мельком, встретила в полностью заселенном общежитии живых, но всегда спешащих студентов. Больше я там никогда, никого не видела и не слышала ни разу.
И жила в центре Лондона в такой абсолютной тишине и покое, каких я с роду не встречала нигде больше, и которые столь необходимы для творческого осмысления жизни и краткосрочного обучения в Лондоне. Я знала, что здесь живут другие люди кроме меня только потому, что менялся порядок вымытой посуды на кухне и разложенных в холодильнике и на столах продуктов, да и видела, как в здание вместе со мной входят и выходят много людей. И когда все мельком улыбались и кратко приветствовали друг друга, я понимала, что там было хорошо для всех, а не только для меня.
P.S. Очень рекомендую воспользоваться предложением Лондонской школы
Malvern House и услугами образовательного центра "Меганом" (www.meganom.org, телефон в Москве: (495) 681-65-33
Лашина Л.А., сентябрь 2009 года