Дувр (Dover) – портовый город, расположенный на восточном побережье Англии в графстве Кент. Город находится на берегу самого узкого участка Ла-Манша – пролива Па-де-Кале. На противоположной стороне пролива расположено побережье континентальной Европы. Начиная с 1 апреля 1974 года Дувр является административным центром одноименного района (Dover District), в состав которого входят города Дувр, Дил (Deal) и ряд других населенных пунктов.
Дувр расположился в устье реки Дуэ (Dour), в прибрежной долине, окруженной знаменитыми белыми скалами, которые открываются взору путешественников, пересекающих Па-де-Кале. Ширина Па-де-Кале в самой узкой части – между мысом Саут-Форленд (South Foreland) и мысом Серый нос (Cap Gris Nez) на нормандском побережье – составляет 34 километра. На возвышенностях к западу и востоку от Дувра находятся оборонительные сооружения, возведенные на разных этапах истории города для защиты от нападений с моря. Самым известным из них является Дуврский замок (Dover Castle), который принадлежит к числу крупнейших замков на
территории Великобритании. У подножья скал проложена железная дорога. Климат в Дувре мягкий, в январе температура редко опускается ниже +1?С, а в июле – нечасто поднимается выше +21?С. Среднегодовая норма осадков: 703,6 мм; сезонное распределение неравномерное, пик выпадения осадков приходится на октябрь и ноябрь. В розе ветров преобладают ветры юго-западного направления.
В соответствии с данными переписи населения, проведенной в 2001 году, в городе Дувр проживает около 28.200 человек, на территории городской агломерации Дувра – около 39.000. По данным за 2008 год, в районе Дувр (Dover District) насчитывается 104.600 жителей, при этом доля населения трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 64 лет; женщины от 16 до 59 лет) составляет 57,6% от общей численности населения. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин – соответственно, 77 лет и 81 год. Доля экономически активного населения: 81,7% населения трудоспособного возраста – немного выше среднего показателя для Великобритании. Специалисты с высшим образованием составляют 22,1% населения трудоспособного возраста. По данным за август 2009 года, в Дувре насчитывается около 2.140 безработных; за предыдущие двенадцать месяцев уровень безработицы вырос на 71%. Особенно резкий подъем уровня безработицы отмечен среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет.
Средняя величина доходов на территории района Дувр (2008 год; полная занятость): 450 фунтов стерлингов в неделю. Многие жители района работают за его пределами. Средняя величина доходов жителя района: 499 фунтов стерлингов в неделю. Существует ощутимое различие между средней величиной доходов мужчин и женщин (соответственно, 612 и 380 фунтов в неделю). Средний размер почасовой оплаты труда: 12 фунтов стерлингов. Основообразующую роль в районной экономике играет сектор услуг. На долю государственных и местных органов управления, образовательных учреждений, торгово-розничных предприятий, объектов размещения, транспортных компаний, предприятий общественного питания, инвестиционно-финансовых компаний и банков приходится, в общей сложности, 79% от общего числа рабочих мест; на долю производственного сектора и строительства – 13,5% и 4% рабочих мест (2007 год). 8,3% рабочих мест приходится на долю туриндустрии и смежных отраслей. В число крупнейших работодателей входят транспортные компании.
Порт Дувра – один из крупнейших пассажирских портов в Европе. Большая часть порта находится на осушенных участках морского побережья. В гавани, на расстоянии одного километра друг от друга расположены Восточные и Западные причалы. Из восточной части гавани отправляются паромы в Кале, Дюнкерк и Булонь; здесь также находится грузовой терминал. На западе располагался железнодорожный вокзал, и причалы для паромов на воздушной подушке. Железнодорожный вокзал закрылся в 1994 году, а компания "Hoverspeed" прекратила пассажироперевозки в начале 2000-х – суда на воздушной подушке проиграли в конкурентной борьбе с Евротуннелем. В настоящее время в этой части гавани работает терминал для круизных судов, открывшийся после реконструкции в 90-х годах прошлого века.
Ежегодный объем пассажирских паромных перевозок составляет 16 миллионов человек. Порт принимает значительные транспортные потоки – около 700.000 грузовых автомобилей, 118.000 автобусов, 1,6 млн. легковых автомобилей и мотоциклов ежегодно. Собственником и оператором порта на протяжении нескольких веков является корпорация "Dover Harbour Board". Корпорация основана по указу короля Якова I в 1606 году. Министерство транспорта Великобритании назначает большинство членов совета директоров "Dover Harbour Board". Порт имеет собственное полицейское подразделение. Он остается одним из крупнейших городских работодателей, хотя снижение объемов пассажироперевозок с вводом в эксплуатацию Евротуннеля в 1994 году привело к сокращению числа рабочих мест.
В Дувре находятся две железнодорожных станции. Железнодорожное сообщение соединяет город с Лондоном, Кентербери и Рамсгейтом. По территории города пролегла магистраль А2 – одна из важнейших транспортных артерий Великобритании, соединившая Лондон с побережьем Ла-Манша. А20 ведет в Лондон через Фолкстоун (Folkestone); шоссе А258 соединяет Дувр с Сэндвичем. В городе выходят два платных периодических издания – "Дуврский экспресс" ("Dover Express") и "Дуврский Меркурий" ("Dover Mercury").
Удачное расположение
Дувра играло определяющую роль в многовековой истории города. Археологические находки, сделанные в городе и его окрестностях, свидетельствуют о том, что эти земли с незапамятных времен находились на пути движения племен и народов, переселявшихся на территорию современной Великобритании из соседних регионов. По мнению исследователей, первые поселения в этом районе появились в каменном веке – в то время Ла-Манша не существовало, и Великобритания была соединена с континентальной Европой узким перешейком. На местах первых поселений, появлявшихся преимущественно, в речных долинах, найдены осколки посуды и кремневые орудия для разведения огня. Последующие эпохи отмечены чередой вторжений с континента. В числе прочего, археологам удалось найти свидетельства торговых связей между племенами, населявшими земли по обе стороны пролива, и следы крупных оборонительных сооружений, возведенных на побережье для защиты от вторжения из Европы. Находки, относящиеся к доисторическому периоду, в том числе лодка и топоры, сделанные в бронзовом веке, вошли в коллекцию краеведческого музея Дувра (Dover Museum).
Название городу дала река Дуэ, название которой, в свою очередь, восходит к бриттскому имени дубрас (dubr?s), в переводе означающего воды. В настоящее время большая часть речного русла, пролегающая по территории Дувра, заключена в подземный коллектор. Латинизированный вариант, Дубрис (Dubris), использовался римлянами для названия портового города в устье реки – Портус Дубрис (Portus Dubris). В эпоху римской оккупации город стал важным торговым, военным и транспортным центром, а также одним из трех отправных пунктов Уотлинг-стрит (Watling Street) – проложенной римлянами дороги, которая вела в Кентербери и Лондон. Гарнизон Дубриса первоначально был сформирован из личного состава флота Британии (Classis Britannica). Главной задачей флота Британии была охрана морских путей, связывавших остров с континентом, и поддержка сухопутных сил на его территории. В конце I века нашей эры на возвышенностях к востоку и западу от устья реки были построены два маяка, каждый из которых назывался Фаросом (Pharos). Восточный маяк сохранился до наших дней – он находится на территории Дуврского замка. После реконструкции он стал колокольней церкви Пресвятой Богородицы. Остатки фундамента западного маяка называются Бреденстоун, по названию деревни Брэддон (Braddon), которая, по мнению исследователей, когда-то располагалась поблизости. К числу памятников архитектуры, относящихся к периоду римской оккупации, принадлежит руины мансио – заезжего двора для высокопоставленных римских чиновников, прибывавших в Британию с официальными миссиями. Мансио был разрушен в конце III века нашей эры в ходе строительства форта, предназначавшегося для защиты гавани. Небольшая часть форта уцелела до нашего времени.
После ухода римлян регион был заселен германскими племенами, основавшими
королевство Кент в V веке нашей эры. Начало англо-саксонского периода в истории города ознаменовано принятием христианства и, по всей вероятности, началом строительства Дуврского замка. Значимость города неуклонно росла, в начале VII века был основан Дуврский монастырь. Вторжение датчан произошло в середине IX века.
Событием, ускорившим экономическое развитие Дувра, стало его вступление в Конфедерацию пяти портов (the Confederation of Cinque Ports), образованную в середине Х века. В соответствии с ее уставом, изданным в 1155 году, города-члены конфедерации в случае необходимости предоставляли Короне корабли вместе с командами, взамен получая освобождение от ряда налогов и сборов, право формировать органы самоуправления, взимать пошлины, назначать наказания беглым преступникам, наказания за кровопролитие и мелкие правонарушения, вступать в права владения товарами, которые остаются невостребованными в течение года, товарами, выброшенными за борт, а также выброшенным на берег имуществом с судов, потерпевших кораблекрушение. Свободы, которые были предоставлены городам, вошедшим в состав конфедерации, помимо экономического подъема, обусловили рост контрабанды товаров, которая, при попустительстве центральной власти вошла в число основных отраслей региональной экономики. Впоследствии король Эдуард I освободил города, входившие в состав конфедерации, от выплаты импортных пошлин в обмен на обязательство предоставлять корабли и команды в военное время.
Во время норманнского завоевания в 1066 году значительная часть городских зданий была сожжена. Вскоре Вильгельм Завоеватель назначил коменданта Дуврского замка, который также получил титул лорда-председателя Федерации пяти портов (Lord Warden of the Cinque Ports). В
Книге страшного суда, увидевшей свет в 1088 году, город был оценен в 40 фунтов стерлингов. В это время в Дувре заново отстроено множество зданий, неподалеку от церкви Пресвятой Богородицы основан новый замок, построена церковь Св. Иакова. В XII-XIII веках в Дувре появилось несколько странноприимных домов, часовня Св. Эдмунда, основан монастырь Святого Мартина. Строительство нового Дуврского замка завершилось в 1190. В следующем веке замок трижды осаждали вторгшиеся в Англию французские войска.
Опасность вторжения с континента сохранялась в годы правления династии Тюдоров. Во время царствования Генри VIII были реконструированы и усилены городские оборонительные сооружения, прежде всего, Дуврский замок и бастион. Король приезжал в город, чтобы лично проконтролировать ход работ. Последующая реконструкция фортификационных сооружений проведена в годы царствования Елизаветы II. Валы и крепостные стены не уберегли город от разрушительного землетрясения 1580 года, которое считается одним из самых сильных в истории Великобритании.
Современное название вошло в обиход к началу XVII века, по крайней мере, к тому времени, когда из-под пера Шекспира вышел "Король Лир": действие одной из сцен шекспировской трагедии разворачивается в окрестностях Дувра.
Во время английской революции Дувр поддержал короля. Не прибегая к осаде, парламентские войска захватили город в 1642-м. В эпоху Реставрации в 1660 году Карл II прибыл в Дувр из Франции, где он провел несколько лет в изгнании. Он поручил военному инженеру Бернару де Гомму (Bernard de Gomme) провести широкомасштабные работы по восстановлению пирса. 26 мая в Дувре английский монарх подписал секретный договор с французским королем Людовиком XIV, положивший конец вооруженному конфликту.
В эпоху наполеоновских войн город превратился в неприступную цитадель, предназначенную для защиты от французской агрессии. В ясную погоду отсюда можно было увидеть французские войска, расположившиеся в Булони. Западные высоты Дувра вошли в число самых мощных укрепрайонов Великобритании. Здесь появились два форта и несколько рвов, дополнявших уже имевшиеся фортификационные сооружения и предназначавшиеся для защиты городского порта от нападения с моря и суши.
В 1800 году в Дувре насчитывалось 10.000 жителей. В период с 1801-го по 1901-й произошел семикратный рост численности населения. Скалы, местами подступающие к самой воде, стали непреодолимым препятствием для застройки соседних прибрежных участков, и строительство разворачивалось, в основном, в долине реки Дуэ. Город разрастался, поглощая соседние населенные пункты – Бакленд (Buckland), Чарлтон (Charlton), Уитфилд (Whitfield) и другие. В XIX веке выполнен ряд крупномасштабных градостроительных проектов, в том числе реконструкция гавани. Город стал позиционироваться как приморский курорт, построены гостиницы, доходные дома, прогулочная набережная, каток. Городской пляж был благоустроен и оборудован кабинами для купания. В 1844 году, когда Юго-восточная железная дорога соединила Дувр с Лондоном, значительно вырос объем паромных пассажироперевозок.
В годы Первой мировой войны Дувру отводилась центральная роль в обороне английского побережья Ла-Манша. Здесь располагалась база Дуврского патруля (Dover patrol) – эскадры королевского ВМФ, перед которой стояла задача закрыть германским судам путь в Атлантический океан через Ла-Манш. Наряду с Фолкстоуном, Дувр был основным портом, из которого производилась отправка войск во Францию. Город неоднократно подвергался бомбежкам с аэропланов и дирижаблей, а также обстрелам проходивших мимо военных кораблей.
В годы Второй мировой немецкие батареи дальнобойных орудий вели интенсивный обстрел города с противоположного берега пролива. Под обстрелами погибло, в общей сложности, 216 мирных жителей. В качестве убежищ использовались пещеры и туннели в прибрежных скалах. На случай вторжения был создан новый комплекс оборонительных сооружений, состоявший из системы траншей, дотов и минных полей.
В число туристских объектов Дувра входят Дуврский замок, Коннот-Парк (Connaught Park), заповедник Каугейт (Cowgate), краеведческий музей Дувра, маяк на мысе Саут-Форленд, часовня Святого Эдмунда, набережная, Музей транспорта.
Дуврский замок, основанный более тысячи лет назад, неоднократно становился свидетелем ключевых событий в истории Великобритании. В 1066 году, вскоре после битвы при Гастингсе армия Вильгельма Завоевателя вошла в Дувр и подожгла замок. Впоследствии Вильгельм оплатил работы по его восстановлению и реконструкции. Замок начал обретать современный облик в годы царствования Генри II во второй половине XII века. В 1216 году, во время Первой баронской войны Дуврский замок штурмовали войска Людовика VIII, претендовавшего на английский престол. Разбив лагерь к северу от замка, французы начали обстрел внешних стен из камнеметных орудий, в то время как саперы выполняли подкоп под одну из привратных башен. Обрушив северные ворота, французские войска ворвались вовнутрь, но столкнулись со столь ожесточенным сопротивлением, что вскоре тем же путем покинули замок. Обескураженный упорством гарнизона, Людовик VIII предложил заключить перемирие. В октябре Иоанн Безземельный умер, и многие сторонники Людовика VIII из числа английских вельмож выступили в поддержку Генриха III – сына Иоанна, взошедшего на английский престол после его смерти.
В мае 1217 года Людовик VIII нарушил перемирие и вновь осадил Дуврский замок, но вскоре после разгрома французских войск в битве при Линкольне (Battle of Lincoln) война прекратилась. В 1295м Дуврский замок выдержал еще один натиск французов; на этот раз интервенты предали огню большую часть города. В августе 1642 года во время английской революции парламентские войска вошли в замок, практически не встретив сопротивления – небольшой отряд, состоявший из горожан, взобравшись по скалам, застал гарнизон врасплох и вскоре завладел замком. В годы наполеоновских войн оборона замка была усилена несколькими новыми бастионами и реданом, на главной башне были установлены мощные артиллеристские орудия. Армейские подразделения, направленные в Дувр для усиления гарнизона, разместились в системе туннелей, прорытых в скалах неподалеку от замка – в годы войны эти помещения были единственными подземными казармами на территории Великобритании. В послевоенное время часть туннелей заняла служба береговой охраны, занимавшаяся борьбой с контрабандистами. Впоследствии подземные помещения долгое время пустовали, а в годы Второй мировой в них располагались подземное убежище, командный центр, пункт связи и госпиталь. В замке были установлены прожектора и зенитные орудия. В послевоенное время появился проект превращения туннелей в ядерное бомбоубежище, однако он не был реализован до конца, а в замке и в большинстве туннелей разместился музей.
Василий Иваныч, брось чемодан
Самым известным из всех событий в спортивной жизни Дувра, возможно, является заплыв через Ла-Манш. Первые документальные свидетельства о попытке пересечь Ла-Манш вплавь, относятся к 1872 году, когда Джей Би Джонсон (JB Johnson) попытался доплыть до противоположного берега, но через один час и три минуты отказался от своей затеи. Узнав о его неудаче из новостей, капитан Мэтью Уэбб (Webb) решил бросить вызов проливу. 12 августа 1875 года он предпринял первую попытку, но сильный ветер и волнение на море помешали Уэббу добиться успеха. Уэбб проявил настойчивость, и второй заплыв, состоявшийся 24 августа, оказался более результативным. Несмотря на ожог, полученный при столкновении с медузой, и сильное течение, относившее его от французского берега, через 21 час 45 минут капитан Уэбб завершил заплыв в Кале. Восемь лет спустя Уэбб утонул при попытке пересечь Ниагару. Памятник легендарному пловцу установлен на набережной Дувра.
Популярность заплывов через Ла-Манш неуклонно росла. В 1927 году создана
Ассоциация плавания через Ла-Манш (Channel Swimming Association), которая занимается организацией и регистрацией заплывов. На сегодняшний день пролив пересек 1.081 пловец, совершив, в общей сложности, 1.499 успешных одиночных заплывов. Титул королевы Ла-Манша принадлежит жительнице Дувра Элисон Стритер (Alison Streeter). За свою жизнь она выполнила 43 одиночных заплыва через пролив. В 1990 году, она стала первой (и до сих пор единственной) женщиной, пересекшей Ла-Манш три раза подряд – заплыв продолжался 34 часа 40 минут. Королем Ла-Манша считается Кевин Мерфи, выполнивший 34 успешных заплыва.
Наталья Панкина в августе 2007 стала первой русской спортсменкой, покорившей Ла-Манш; чемпион мира в марафоне Юрий Кудинов пересек Ла-Манш за семь часов и шесть минут.
Одна из самых курьезных попыток пересечь Ла-Манш была предпринята в 2001 году. Двое нелегальных эмигрантов, по национальности русский и литовец, пытались пересечь Ла-Манш на детских надувных кругах. Через десять часов после начала заплыва проходящий паром подобрал незадачливых путешественников в 13 километрах от французского берега и доставил назад во Францию.
Другие статьи наших энциклопедий по этой теме:
- Города Англии
- Города Уэльса
- Города Шотландии
- Города Северной Ирландии
- Города Франции
- Города Испании
- Города Российской Федерации