Керлинг – состязательная командная игра на льду. Играют в керлинг двумя командами из четырех человек. Команды по очереди отправляют по льду отшлифованные гранитные камни, целясь в дом – размеченный концентрическими кругами участок ледовой полосы. В зависимости от конкретной задачи, два игрока из каждой команды натирают или подметают лед перед движущимся камнем, обмениваясь информацией с игроком, находящимся позади дома. Керлинг предъявляет определенные требования не только к физической форме спортсменов, но и к аналитическим способностям, умению выстроить успешную стратегию игры. Его часто называют шахматами на льду.
ИЗ ИСТОРИИ КЕРЛИНГА
Достоверной информации о месте появления керлинга в наше время не существует: этим регионом могла быть Шотландия или север континентальной Европы. Первые упоминания об игре относятся к XVI веку. В Институте Смита, расположенном в городе Стирлинге, экспонируется камень, на поверхности которого выбита дата - "1511 год". Первые сведения о керлинге, датированные февралем 1541 года, встречаются в хрониках аббатства Пэйсли. Наиболее раннее употребление слова "керлинг" относится к началу следующего столетия.
Шотландцы считают, что именно у них на родине, возможно, произошли первые случаи спортивного хулиганства. В подтверждение приводят постановление о запрете на игру в гольф, изданное шотландским парламентом в 1457 году: некоторые исследователи полагают, что причиной запрета стали массовые беспорядки, случавшиеся во время игры. По другим сведениям, гольф отвлекал шотландцев от воскресного посещения церкви и тренировок в стрельбе из лука – занятия несравнимо более полезного для защиты государственных интересов. Как бы то ни было, керлинг не вошел в число запрещенных видов спорта, и в XVI веке жители Килсита создали первое общество игроков в керлинг. Официальное открытие клуба состоялось полвека спустя – в 1716 году. Этот клуб является старейшим в Шотландии и работает до сих пор. Всего в XVIII веке открылось более сорока клубов, часть которых впоследствии вошла в ассоциацию керлинга. В 1804 году в клубе Даддингстон был разработан первый свод правил керлинга.
Помимо правил игры, в уставах первых керлинг-клубов содержались требования дисциплинарного характера. Например, в ряде клубов были установлены штрафы за нецензурную брань (судя по дошедшим до наших времен отчетам о финансовых поступлениях, такие штрафы стали важным источником доходов керлинг-клубов). Чтобы не привлекать любителей азартных игр в уставах клубов налагались ограничения на сумму, которую можно было поставить на игру. В это время закладывались основы спортивного этикета правила, многие из которых сохранились по сей день. В их числе рукопожатие и пожелание хорошего керлинга перед началом игры, еще одно рукопожатие в конце встречи, напитки для проигравших.
Первая ассоциация керлинга была создана в 1838 году в Эдинбурге под названием Главный керлинг-клуб Каледонии. Задачей клуба, в числе прочего, стала кодификация правил игры. В эти годы игра была настолько популярна, что практически все самые известные шотландские кланы выдвинули своих кандидатов на должность президента новой ассоциации. В 1843 году, когда покровителем клуба стал
принц Альберт, его переименовали в Королевский керлинг-клуб Каледонии. С тех пор клуб неизменно находился под покровительством одного из членов королевской семьи, а с 1900 года его покровителями были исключительно короли и королевы Великобритании. Королевский керлинг-клуб выполнял функции всемирной федерации керлинга до 1966 года, когда начала свою деятельность Международная федерация керлинга (переименованная во Всемирную федерацию в 1991 году).
За несколько последних столетий шотландский климат значительно потеплел, и поклонники игры начали ощущать недостаток природных ресурсов – ледовых поверхностей, пригодных для керлинга. В ХХ веке встречи начали проводиться на закрытых аренах. В наши дни Королевский клуб Каледонии насчитывает свыше 20 тысяч активных членов. Первым всемирным первенством по керлингу в 1959 году стал Кубок Шотландии. Среди женщин чемпионаты мира проводятся с 1978 года, среди смешанных команд – с 2008 года. Шотландские команды многократно становились обладателями чемпионского титула, в наше время лидерство в мировом керлинге удерживают спортсмены из Канады.
ПРАВИЛА КЕРЛИНГА
Первоначально в игре использовались плоские речные камни, а ледовая полоса была значительно короче. В это время участники игры не толкали, а бросали камни, так что те пролетали, по меньшей мере, часть дистанции. Степень контроля над траекторией движения таких камней была невысокой, поэтому исход игры во многом зависел, скорее, не от точности, а от приложенного усилия и случая. Сначала в камнях делали выемки для пальцев, затем – сверлили отверстия, в которые вставлялись металлические ручки. Камни весили, в среднем, 2-3 килограмма. Как и длина ледовой полосы, вес камня не был регламентирован и постепенно возрастал, пока не достиг максимальных значений в XVIII веке: чемпионом стал "Юбилейный камень" весом 58,5 кг. К концу XIX века установилось относительное единообразие формы - камни обрели округлые очертания; впоследствии был регламентирован вес, в наши дни он составляет от 17 до 20 кг. Длина окружности не должна превышать 91,5 см.
Площадка для игры представляет собой ледовую дорожку длиной 45,7 метров. Подготовка льда представляет собой довольно сложный процесс – требуется получить ровную ледовую поверхность, покрытую небольшими бугорками (они удлиняют путь камня). На площадку нанесена разметка – пересекающиеся под прямым углом линии и окружности. Расстояние между боковыми линиями – пять метров. Концентрические круги, изображающие дом, нарисованы на льду в обоих концах площадки. Радиус самого большого круга – 1,83 метра. Внешний край этого круга обозначает границы дома. Разноцветные круги, расходящиеся от центра дома (который по-английски называется button), нужны для того, чтобы определить, какой камень остановился ближе к центру. У края площадки по касательной к дому проведена задняя линия площадки. Через центр окружности параллельно задней линии проходит так называемая линия центра дома (tee line). В 11 метрах от задней линии проходит зачетная линия (hog line). По центру дорожки пролегает центральная линия (center line), соединяющая обе задние линии. На каждом краю площадки в 3,7 метрах от центра дома установлено по две колодки с шипами, они используются для фиксации стопы игрока (на крытых аренах их, как правило, заменяют окантованные резиной проемы во льду).
Отталкиваясь от колодки, игроки двух команд поочередно разгоняют камень и посылают его в противоположный конец площадки. Запрещены "заступы": камень необходимо выпустить до того, как он пересечет ближнюю к игроку зачетную линию. Выполняя указания скипа (капитана команды) игрок может подкручивать камень. Для того чтобы придать камню вращение игрок ставит ручку камня в положение "10 часов" или "2 часа". Перед тем как отпустить камень игрок поворачивает ручку в положение "12 часов", и камень отклоняется, соответственно вправо или влево. Другие участники команды, быстро работая щетками, устраняют препятствия перед выпущенным камнем или разогревают лед, по необходимости выпрямляя и удлиняя траекторию камня. Камень обязательно должен полностью пересечь противоположную зачетную линию. Если этого не происходит, камень уходит из игры. Исключения составляют те случаи, когда пересечь зачетную линию помешал другой камень: в этой ситуации оба камня остаются в игре.
Игра обычно состоит из восьми или десяти эндов. В течение одного энда все игроки обеих команд дважды отправляют камень в сторону дома. Перед командами стоит задача опередить соперников по количеству очков. Их подсчитывают по завершении каждого энда. Система подсчета очков незамысловата – очко начисляется за каждый камень, который в итоге оказался ближе к центру дома, чем ближайший к центру камень соперников. При этом засчитываются лишь те камни, которые находятся в доме. Камень считается расположенным в доме, если любая его часть находится на территории дома (даже в тех случаях, когда весь камень располагается за пределами дома, и лишь его край нависает над границей дома).
Команды для игры в керлинг бывают мужскими, женскими и смешанным – состоящими из двух мужчин и двух женщин; в любом случае, между участниками команды существует строгое распределение функций и очередности выхода на лед. Ведущий отправляет первые два камня. В это время скип находится у противоположного края площадки; с помощью щетки он показывает ведущему нужное направление движения. Скип должен определять стратегию игры и выбирать оптимальное положение камней.
Прерогативой ведущего обычно становится
дро или
гард. Дро представляет собой так называемый "постановочный камень", который требуется расположить как можно ближе к центру дома. Гард – "камень-охранник", который останавливается перед домом и служит препятствием для камней соперника. Обычно таким образом охраняют камни, находящиеся ближе всего к центру дома.
Второй и третий метут лед на пути камня, следуя указаниям скипа; при этом они информируют его о скорости камня и наиболее вероятном месте его остановки. Если камень пересекает линию центра дома, право подметать лед получают соперники: они стараются удлинить путь камня, добиваясь его выхода за пределы дома.
В соответствии с правилами спортивной этики, игрок, случайно прикоснувшийся щеткой к любому из камней, обязан сообщить об этом. Дальнейшие действия зависят от обстоятельств, при которых допущено касание, и его влияния на расположение камней.
С относительно недавнего времени в керлинге действует Правило четырех камней. Это правило распространяется на камни, которые в период розыгрыша первых четырех камней остановились в зоне свободных защитников – в пространстве между зачетной линией и линией центра дома (за исключением границ дома). Выбивать такие камни на первом этапе энда запрещено. Действие этого правила завершается, когда наступает очередь второго.
Когда второй отправляет следующие два камня, лед подметают третий и ведущий. Задача второго состоит в том, чтобы выполнить тэйкаут – выбить гарды и дро соперника. Затем приходит очередь третьего. Скип обычно отправляет два последних камня. В это время его функции на противоположном краю площадки выполняет третий, которого также называют помощником скипа.
Право послать в дом последний камень в энде называется хаммером или молотом. Чтобы определить, кому достанется хаммер, участники перед началом игры команды тянут жребий или отправляют в дом по одному камню (в этом случае выигрывает та команда, камень которой оказался ближе к центру). В каждом последующем энде хаммер получает команда, не набравшая очков в предыдущем энде. Если ни одной из команд не удается набрать очки, хаммер остается у той же команды. Разумеется, хаммер дает большое преимущество, и обладающая им команда стремится набрать более одного очка. Если это не удается, капитан обычно принимает решение вообще не набирать очков – сыграть так называемый пустой энд (blank end). Для этого последний камень "пробрасывают", намеренно отправляя его в аут. Это позволяет сохранить хаммер за командой и дает возможность полностью реализовать преимущество в следующем энде.
КЕРЛИНГ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Помимо нашумевшего фильма "Парни с метлами" ("Men with Brooms", в пиратском переводе – "Мужчины со щетками"), который увидел свет в 2002 году, тему керлинга так или иначе затрагивает еще несколько кинолент. Одна из них называется "На секретной службе ее Величества" и представляет собой один из эпизодов саги о Джеймсе Бонде. Последняя кинематографическая работа, посвященная керлингу - фильм под названием "Мертвая игра" ("Deadspiel"). Эта картина удостоилась высоких оценок зрителей и престижного жюри кинофестиваля Toronto After Dark в 2008 году. Фильм повествует о развернувшемся в провинциальном городке противостоянии между командами людей и зомби, вышедшими на лед, чтобы помериться силами в этой динамичной и увлекательной игре.
В статье использованы материалы из английских и российских источников: www.sportzone.ru, www.library.thinkquest.org, www.paperclip.org.uk, www.oldandsold.com, www.electricscotland.com, www.belnegr.ru, www.xa-ax.ru, www.pokras.ca, www.sportvseti.ru, www.norfolkcurlingclub.org