Экономные англичане, говоря о своей системе высшего образования, нередко употребляют короткое слово Оксбридж, объединив в нем названия старейших университетов страны –
Оксфорда и
Кембриджа. С давних пор и до наших дней "Оксбриджский" диплом – всемирно признанный "сертификат качества", открывающий любому специалисту путь к вершинам карьеры.
В стенах обоих университетов про Оксбридж лучше не упоминать – и там, и тут вам станут с горячностью доказывать недопустимость такого слияния, принципиальное различие двух главных вузов страны и, разумеется, приоритет того, в котором вы оказались. Эта ожесточенная полемика длится уже восемь веков. Начало ей положили студенческие волнения 1209 года в Оксфорде (справедливости ради надо признать, что Оксфордский университет был основан первым). Волнения, конечно, не сравнимые с молодежной революцией 60-х, но по тем временам нешуточные. В ту давнюю пору студентами были исключительно монахи, а предметом их штудий – соответственно богословие.
Увы, благочестия многим из них недоставало, и в свободное от занятий время голодные студиозусы снискивали хлеб свой насущный всеми мыслимыми и немыслимыми способами вплоть до разбоя. Когда двое из них были схвачены властями по подозрению в грабеже, вспыхнул настоящий бунт. В столкновениях с озлобленными горожанами погибло 68 студентов. Остальные мятежники покинули Оксфорд и разбрелись для продолжения учебы по всему миру, вплоть до Рима. Часть из них осела в Кембридже, положив начало новому университету, а также многовековой перебранке "консерваторов" и "отступников".
Различия соперников можно объяснить многими факторами – не только историческими, но даже географическими. Кое в чем эти университетские центры воплотили в себе различия районов, где они расположены. Кембридж - ворота Восточной Англии, края, своеобразного не только равнинным рельефом. Еще в XIV веке порты Восточной Англии вели бойкую торговлю шерстью, и нарождающийся купеческий класс все чаще спорил за власть с местными баронами. Потом на этих плоских равнинах, напоминающих Нидерланды, поселились голландские и фламандские беженцы от испанской тирании. Их появление еще больше укрепило вольнолюбивые традиции этого края.
В XVII веке, когда в Англии была свергнута, а затем снова восстановлена монархия, Оксфорд оставался городом роялистов, тогда как Кембридж был оплотом круглоголовых, как называли себя последователи Кромвеля, выходцы из купеческо-мещанской Восточной Англии. Будучи ближе к столице в прямом и переносном смысле слова, Оксфорд слыл более ортодоксальным и консервативным, чем сравнительно более изолированный, независимый и радикальный Кембридж.
Считать, что подобный контраст сохранился доныне, было бы упрощением. Кембридж действительно воспринял кое-какие черты вольнолюбивой Восточной Англии. На берегах реки Кем когда-то преподавал греческий язык Эразм Роттердамский. Там учились Кромвель и Мильтон, Ньютон и Дарвин. В кембриджском колледже Тринити мужало свободолюбие лорда Байрона. Но, с другой стороны, из стен Кембриджа вышли такие фигуры, как Пальмерстон и Бальфур, Болдуин и Чемберлен, которых никак не назовешь ниспровергателями или бунтарями.
Оксфорд уделяет сравнительно больше внимания гуманитарным наукам, особенно философии и литературе. В Кембридже наряду с классическими дисциплинами несколько шире поставлено преподавание точных и естественных наук.
В наши дни соперничество давних конкурентов происходит в бескровной форме – на спортивной арене, точнее на водной глади Темзы, где с 1829 года регулярно с переменным успехом состязаются университетские команды гребцов. Но, конечно, гораздо важнее иное состязание – в национальном рейтинге учебных заведений. Здесь, как и в регате, успех переменный – неизменно занимая две высших строчки в иерархии, Оксфорд и Кембридж то и дело меняются местами, уступая друг другу 1-2 балла.
Здесь повсюду Университет
Местной притчей стал случай с иностранцем, который сошел с поезда в Кембридже, уселся в такси и сказал: "В университет, пожалуйста!" На что шофер недоуменно ответил: "А здесь всюду – университет". Водитель был по-своему был прав: в Кембридже нет адреса, который воплощал бы собой понятие "университет". Иностранцу привычно связывать это слово со зданием или группой зданий, где размещаются ректорат, факультеты, аудитории и лаборатории. Кембриджский университет в этом смысле представляет собой нечто иное. Это прежде всего 31 автономный колледж, которые играют в его структуре неизмеримо большую роль, чем существующее параллельно деление на факультеты.
Именно колледжи, которым присуща негласная градация по статусу, деление на более или менее престижные, осуществляют набор студентов. Именно колледжи служат центрами всех форм корпоративной жизни, то есть воспитательного воздействия на студентов.
Согласно принятым в 1570 году Уложениям всем студентам вменялось в обязанность быть членами одного из колледжей. Этого правила придерживаются здесь и по сей день. Университет организует публичные лекции, а за индивидуальные занятия отвечают колледжи. Они же предоставляют жилье и питание. Хотя колледжи и университет формально независимы друг от друга, связь между ними прослеживается на многих уровнях, и четкого разделения работающих там нет. За долгие годы истории благодаря щедрым пожертвованиям царственных особ и выпускников (первоначально это были монахи, не имевшие потомков, чтобы передать им нажитое) многие колледжи накопили огромные состояния, некоторые из них являются крупнейшими владельцами недвижимости в Англии.
Факультеты, как общеуниверситетское начало, стали в последние годы играть более заметную роль в учебно-педагогической деятельности колледжей. Однако видеть разделение труда между ними в том, что факультеты занимаются преподаванием, а колледжи - воспитанием, было бы неверно. Дело в том, что в отличие от менее престижных ("краснокирпичных") университетов Кембридж (как, кстати, и Оксфорд) имеет своеобразную черту - систему личных наставников ("тьюторов"), своего рода научных руководителей, персонально прикрепленных к каждому студенту.
Эта дорогостоящая, недоступная для "краснокирпичных" вузов система осуществляется не факультетами, а колледжами (хотя в роли наставников выступают профессора и доценты факультетских кафедр). Скажем, чтобы подобрать личного наставника для студента, изучающего китайскую философию, колледж договаривается с факультетом востоковедения. Причем плату за каждую встречу со своим подопечным этот научный руководитель получает именно от колледжа. Таким образом, студент ходит на факультет слушать лекции, а сверх того отрабатывает каждую тему на индивидуальных занятиях в колледже, представляя наставнику письменные работы и подробно обсуждая их содержание. Словом, точнее будет сказать, что факультеты занимаются деятельностью преподавателей, в то время как заботу колледжа составляет и воспитание, и успеваемость студентов.
Таким образом, хотя выпускник Кембриджа не преминет подчеркнуть, что окончил Тринити или Квинз, сами именитые колледжи не следует считать учебными заведениями в привычном нам понимании этого слова. С той поры, как наши училища и техникумы стали на западный манер гордо именоваться колледжами, нам вообще стало трудно разобраться, что почем (хотя разница между ПТУ и МГУ остается достаточно ясной, и пэтэушника не так-то просто превратить в студента одним переименованием). Дело в том, что по-английски колледжами в том числе называются и учебные заведения, осуществляющие старший уровень подготовки в рамках среднего образования – соответственно их учащиеся в нашем понимании это просто старшеклассники. Так что человек, окончивший колледж в городе Кембридж (а средних школ и там немало) – это еще не выпускник университета. Чтобы стать студентом, предстоит приложить еще немало усилий.
Слабых просят не беспокоиться
Система отбора и приема в университет – довольно жесткая, и демократичной ее не назовешь. Вступительных экзаменов в привычной нам форме нет. Зачисление происходит по результатам школьных выпускных экзаменов, но это лишь половина дела, и не самая важная половина. Абитуриентам необходимо представить эссе на тему, которая их интересует и которая, на их взгляд, может раскрыть их возможности наиболее полно. По результатам этого письменного тура их приглашают на собеседование, которое продолжается два дня. Оно имеет целью выявить не только общие знания претендента, но и его способность к анализу, неординарному мышлению, лидерские качества и умение вести себя в самых разных ситуациях, то есть то, что необходимо для будущей элиты. Кстати, по многим оценкам, собеседование проводится очень субъективно, и его результаты непредсказуемы и необъяснимы.
После успешного прохождения собеседования абитуриенты Кембриджа должны доказать свою финансовую состоятельность. Иностранцам обучение и проживание обходится в 13-16 тысяч фунтов стерлингов в год. Можно попробовать получить какой-то грант, например в виде снижения платы за обучение до уровня, принятого для граждан Великобритании и стран ЕЭС - около 30% суммы, которую вносят другие. Но для этого все равно необходимо иметь приглашение от университета, да и количество грантов ограничено.
В Кембридже есть все, что необходимо для учебы, - уникальные приборы, оборудование, библиотеки, лучшие умы. В таких идеальных условиях не нужны ограничительные правила поведения. Все основано на самодисциплине. Нет надобности хитрить, дабы не посещать занятия. Но быть отчисленным за неуспеваемость – вполне реальная перспектива, и несколько таких случаев имеют место каждый год. Дабы этого не произошло работать следует усердно и напряженно. Дюжина-полторы научных монографий для самостоятельного освоения за неделю (осваивать науки по учебникам здесь считается дурным тоном) для Кембриджского студента – норма жизни. Да и два письменных сочинения (равноценных нашим курсовым работам) по нескольким предметам в неделю - испытание не для лентяев.
Все экзамены сдаются в письменной форме и анонимно, никаких билетов – для получения высокого балла знать в принципе надо все Списать невозможно, точнее недопустимо – такой "проступок" здесь приравнивается к воровству и наказывается безоговорочным отчислением. Но погони за оценками, типичной для американских университетов (там каждый балл влияет на средний по окончании обучения), в Кембридже нет. Сам процесс обучения по российским меркам скоротечен. От трех до четырех лет по 24 недели занятий (только у медиков и ветеринаров обучение доходит до 7 лет). Занятия начинаются в октябре и завершаются в июне, минус перерывы на рождественские и пасхальные каникулы.
Как это будет по-русски..?
Приходится признать, что выпускнику российской средней школы, будь он хоть золотым медалистом, поступить в Кембридж практически невозможно. Теоретически для этого требуется подтверждение полученных знаний на принятом в Англии уровне А, но англичане пока не понимают, как соотносятся система подготовки и оценки ученика в России с местными аналогичными показателями. Так что если вы мечтаете о Кембриджском дипломе для своего отпрыска, задуматься об этом следует задолго до выпускных школьных экзаменов, то есть позаботиться о том, чтобы и сдавал он их уже не здесь.
Наверное, для взрослого человека мечта о престижном дипломе тем более несбыточна? Как раз наоборот! Дипломированный специалист легко может продолжить образование на последипломном (postgraduate) уровне. Для этого, кстати, учреждены несколько стипендий, информацию о которых нетрудно найти в Интернете. Важно лишь помнить, что англичане в требованиях к претендентам бесхитростно указывают на необходимость диплома "престижного" российского вуза – "заборостроительные университеты", ныне расплодившиеся у нас без счета, они просто не принимают всерьез.
Пожалуй, наиболее соблазнительны для российских специалистов программы МВА, которые с недавних пор осуществляет принадлежащий Кембриджскому университету Институт менеджмента. В рамках этого учреждения осуществляются также всевозможные краткосрочные курсы и семинары, сертификаты о прохождении которых одной маркой "Кембридж" способны заворожить любого работодателя. Еще бы – ведь этой марке в мире нет равных! Разве только Оксфорд. Но в Кембридже об этом готовы поспорить.
Редакция портала "Аделанта-Инфо" благодарит за предоставленный для энциклопедии материал автора -
Сергея Сергеевича Степанова
Коротко об авторе:
Сергей Сергеевич Степанов - психолог, доцент кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования" МГППУ. Автор более 40 научно-популярных книг по психологии и свыше тысячи статей в газетах и журналах. В 1981 году окончил факультет психологии МГУ, работал там на кафедре педагогики и педагогической психологии. С 1984 по 1997 годы работал научным редактором издательства "Большая Российская Энциклопедия". В это же время занимался переводами книг А.Маслоу, К.Роджерса, Ф.Зимбардо и других известных психологов с английского языка. Свою первую книгу выпустил в 1994 году. К 2008 году вышло уже более сорока книг, общим тиражом свыше полумиллиона экземпляров. С 1999 года заведует отделом теории и истории психологии в еженедельнике "Школьный психолог". С 2002 года - доцент кафедры педагогической психологии.
Опубликованные книги Сергея Степанова:
"Законы психологии. Советы психолога-консультанта" (2000 г.), "Психологические подсказки на каждый день. Рецепты поведения в самых простых и совсем непростых ситуациях" (2001 г.), "Спросите у психолога: Профессиональные ответы на насущные жизненные вопросы" (2001 г.), "Популярная психологическая энциклопедия" (2005 г.), "Приключения IQ, или Кто на свете всех умнее" (2005 г.), "Нестандартный путь к успеху. Из Иванушки-дурачка в Ивана-царевича" (2005 г.), "Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений" (2006 г.), "Мифы и тупики поп-психологии" (2006 г.), "Искусство добиваться своего" (2007 г.), "Психологические шпаргалки" (2007 г.)