Если вы начали читать эту статью, не будучи преподавателем, то это значит, что желание изучить язык у вас присутствует, но мотивации, видимо, не хватает! Наличие желания – это уже много для многообещающих результатов обучения. Но вместе с тем и мало, так как на одном «желании» далеко не уедешь. Сколько вокруг людей, которые желали бы знать хотя бы один иностранный язык, ну хоть английский… Тем не менее они не знают ни одного.
Когда приходит время действовать, люди внезапно останавливаются, откладывают все на «другой раз», на «следующий понедельник» и так далее. Причина, по которой многие так и не знают ни одного языка, кроется в различии желательной цели и желаемой цели. Желательная цель, как правило, опирается на общепринятые нормы в обществе, семье, коллективе. То есть, всем известно, что знание иностранного языка – это хорошо. Владеть им желательно было бы, но мало кто из нас занимается изучением языка, тем более самообучением. Другое дело – желаемая цель. Это цель, которая сидит в конкретном человеке, и он осознанно стремится к ее достижению. Эти определения приведены, для того чтобы указать вам, читателю, общую направленность мышления. Но они не являются научными.
Мотивация – это такая «внутренняя энергия», которая побуждает человека к действиям ради результата в таких ситуациях, где он обычно бездействует, или откладывает «на потом», или медлит и долго настраивается, лишь бы не приступать к действиям. У каждого из нас в жизни встречались такие ситуации, когда очень не хочется что-то делать. Потом человек все-таки делает это и получает удовольствие, а также повод гордиться собой. Это мотивирует человека в следующей подобной ситуации поступать так же, побуждая его к активным действиям, а не к промедлению или бездействию.
Но как же найти свою мотивацию, чтобы осознанно, добровольно и с удовольствием сменить пассивность на активность? Какую полезную информацию о мотивации нужно знать, чтобы высвободить свою «внутреннюю энергию» и приступить к действию, - ответ на этот вопрос мы обсудим далее в числе общих вопросов и в вопросе применения психологических технологий.
Мотивация человека очень зависит от его эмоционального состояния и переживаний. Именно от эмоций человека зависит его желание действовать, проявлять активность или отвращение к деятельности и пассивность. Толчок, побуждающий к действиям, рождается из внутренних мотивов, а те появляются из испытываемых человеком эмоций. Как и эмоции, мотивация может быть позитивной и негативной (негативная мотивация ? антимотивация).
Позитивная мотивация основывается на количестве и интенсивности положительных эмоций. Человек накапливает их, а после того как они «хлынут через край», он начинает действовать. Чтобы было понятнее, приведем пример внутренней микростратегии: «Представляю, как я выступаю на международной конференции, свободно говорю на английском языке, мне это очень нравится, это здорово, значит пора приступать к обучению; затем представляю себя с учебником в руках, я подхожу к шкафу и беру учебник».
Негативная мотивация работает почти так же, только основывается на негативных эмоциях. Они накапливаются в человеке, расстраивают его, до тех пор пока он не решит исправить ситуацию. Внутренняя микростратегия выглядит примерно так: «Представляю, как я выступаю на международной конференции, практически не знаю английского, постоянно запинаюсь, путаюсь, выгляжу довольно глупо и смешно. Я чувствую, как сильно меня это расстраивает, не могу это больше выносить, где мой учебник?»
Антимотивация возникает в человеке тогда когда в нем накопилось слишком много негативных эмоций о предмете изучения. Тогда человек настроен категорически отрицательно. В этом случае ни позитивная, ни негативная мотивация уже не помогут. Например, негативные эмоции, вызванные конфликтной ситуацией с преподавателем английского, тут же могут перенестись на сам предмет – английский язык. Также негативные эмоции подобного характера могут быть вызваны неудачами, насмешками коллег и знакомых по поводу неправильного произношения и так далее. Впоследствии это может вызвать сильнейшее отвращение к изучению языка и к обучению вообще.
На мотивацию сильно влияет понимание того как нужно учиться и наличие обратной связи в процессе обучения. Если ваша цель четко сформулирована, если даже самые маленькие успехи вселяют в вас уверенность, то это только усилит мотивацию и побудит к активным действиям. Если же вы не ориентируетесь, куда двигаться дальше, в этом случае у вас появляется неуверенность и возникают негативные эмоции. Если вы воспринимаете свои ошибки не как уроки, на которых нужно учиться, а как свои поражения, то негатив в вас только крепнет.
Мотивация и цели людей неразрывно связаны между собой. И чем глобальнее цель, тем сильнее мотивация. Причем основано это на внутренней экономии затрат времени, энергии и психических сил человека. На что всегда есть время лично у вас? Отвечая на этот вопрос, вы отметите, что в вашем списке присутствуют либо глобальные и ценные для вас цели, либо ваши удовольствия, для реализации которых мотивация возникает автоматически, а затраты сил, энергии и времени минимальны.
Мотивация строится на иерархии ценностей и убеждениях. Если вы верите в то, что сможете достичь чего-то большего, то это становится очень актуальным для вас. И наоборот, отсутствие веры в себя, в свои силы является наибольшим антимотивирующим фактором. Ограничивающие убеждения со своей логикой и правилами являются существенной преградой на пути к осуществлению целей. Вот почему важно не ставить себе ограничений и верить в свои силы и способности в обучении. Убеждения человека строятся на его системе ценностей. Именно индивидуальная система ценностей отличает каждого человека от всех других людей. Обладая такими ценностями, человек самореализуется. А теперь подумайте, для чего вы хотите выучить английский? Какую ценность несет в себе цель обучения? Может быть это успех, деньги, развитие, общение, уважение, профессионализм?
Личностное своеобразие и социальная роль человека также могут оказать влияние на его мотивацию. Например, полиглоты знают множество иностранных языков, потому что они постоянно развивают свои сверхспособности или они просто настолько одаренные от природы? И то, и другое, но только отчасти. Раскрыть этот секрет нам помогло общение с ними, в процессе которого стало ясно, что изучение очередного иностранного языка для полиглота – это и есть проявление его личностного своеобразия, уникальности, профессиональной самореализации, смысл большого отрезка жизни. Без этого занятия полиглоты перестали бы существовать как индивидуальности. Поэтому многие из них превратили изучение языков в профессию, хобби, стиль жизни. Многие из этих людей согласны вкладывать в это все свое время, даже готовы жертвовать своими удовольствиями и потребностями. То что для нас представляется просто изучением языка, для полиглота это чудесное путешествие в мир реализации своих стратегий, чужих культур, познание самого себя, соревнование с самим собой.
Очень часто люди, которые идентифицируют себя с определенной национальностью, хорошо знают и язык этой культуры. Как правило, в семьях, где мать и отец разных национальностей, дети хорошо знают оба этих языка. Так происходит потому что ребенок на бессознательном уровне воспринимает эти языки как равнозначные, родные, отождествляя себя и с матерью, и с отцом. Таким образом, язык становится частью личной и национальной самоидентификации.
Как усилить мотивацию?
Далее мы подведем итог всему, что было изложено выше, и поговорим о том, как создать мотивацию, если она отсутствует, и как ее усилить, если она слабая.
Итак, если вашей мотивации недостаточно, чтобы начать действовать, то вам необходимо сделать следующее:
1. Осознать тип своей мотивации (позитивный или негативный), чтобы использовать его в своей деятельности;
2. Объединить обучение с положительными эмоциями. Создать положительную обратную связь, выделить этапы обучения;
3. Определить в обучении четкие цели, сопоставить их с другими важными целями;
4. Определить свои ценности, с которыми связано обучение, усилить его значимость;
5. Отвергнуть все ограничивающие убеждения, принять убеждения поддерживающие;
6. Определить, как на ваше личностное своеобразие влияет знание английского языка;
7. Сделать мотивацию системной.
Эти факторы оптимизации обучения представляют собой единый комплекс и способствуют не только усилению мотивации, но и имеют огромное значение для программы действий. Рассмотрим подробнее пункты, непосредственно связанные с мотивацией.
Осознание типа своей мотивации
Подумайте, какую мотивацию вы используете, чтобы заниматься обучением, например, писать или читать, учить новые слова, делать разные упражнения. Как вы себя при этом ведете? Долго настраиваетесь или медлите? Что вы ощущаете, когда думаете о предстоящем обучении? Ваши первые мысли позитивные или негативные? Что их вызвало изначально, что их запускает каждый раз?
Определите, что в обучении вы делаете наиболее охотно, а затем определите, что вас мотивирует к этим действиям. Попробуйте представить мотивацию противоположного типа. Если, допустим, ваше воображение являло вам ужасные картинки и разные негативные результаты, то теперь представьте, какими могли бы быть ваши достижения и положительные результаты. Почувствуйте разницу в этих ощущениях и определите для себя, какой из типов мотивации и когда лучше всего использовать.
Управляйте состоянием дел при помощи вашей эффективной стратегии. Используйте аналогичную стратегию для той деятельности, где обычно вашей мотивации не хватает.
Объединение обучения и положительных эмоций
Напишите список из 10 пунктов, осуществление или процесс которых доставляет вам удовольствие, приносит наслаждение. Это могут быть танцы, массаж, интересное кино, что-то вкусненькое и т. п. Затем определите, какой вид деятельности из обучающей программы более всех остальных требует усиления мотивации. Например, чтение статьи на английском языке, запоминание слов или перевод. А теперь перенесите эмоции, которые получаете во время любимого занятия, на чтение статьи, например. Практически это можно реализовать разными способами: можно читать статью и одновременно слушать любимую музыку.
Используйте самые оптимальные способы, легкие в исполнении, экологичные и приносящие максимум удовольствия. Не стоит слишком увлекаться едой и напитками, так как это может привести к зависимости, и уж тем более нельзя использовать в качестве удовольствий курение, алкоголь и другие вредные привычки.
Пробуйте разные способы, сочетайте их между собой, ищите наиболее эффективные. А также попробуйте использовать их для других видов деятельности, в которых вам также не хватает мотивации.
Преодоление убеждений, ограничивающих мотивацию
Среди ограничивающих убеждений, которые мешают обучению, выберите одно наиболее сильное. Это могут быть такие убеждения, как: «Не могу выучить английский, потому что у меня нет времени», «Я не могу выучить английский, потому что у меня нет денег на курсы», «Я не могу выучить язык, потому что мне лень что-то делать» и т. д. В этом убеждении нужно выбрать тот критерий, который ограничивает активность, например, время, деньги, усилия и т. д.
Теперь нужно выбрать такое действие, которому данный критерий не мешает. Это то, на что у вас всегда находится время, деньги или силы, или куда вы всегда готовы это вложить. Например, вы всегда найдете время на просмотр интересного фильма. Это действие нужно проанализировать с точки зрения получаемых ценностей, которые включают его автоматическую мотивацию. Например, просмотр интересного фильма - это отдых, время в обществе любимого человека и пр.
После этого нужно связать ценности и обучение. При этом необходимо исходить из того, как изучение английского языка может стать для вас отдыхом, или как обучение может сочетаться с времяпровождением в компании любимого человека. Вам нужно перебрать все возможные варианты и составить их список. Побудьте немного и мечтателем, и реалистом. Когда список будет готов, проанализируйте его, найдите способы, как наиболее эффективно можно реализовать данные варианты. И помните, что теперь вас ждет не просто обучение, потому что оно связано с вашими ценностями.
Не стоит строго придерживаться установленных способов изучения языка. Проявите свою гибкость и фантазию. Подумайте, как можно изучать английский язык, не задействуя ограничивающий критерий, например, не тратя на учебу дополнительное время. Вариантов может найтись множество, вот примерные из них: можно включить уроки английского как «фон» в процессе занятия другой деятельностью, слушать уроки английского во время поездок в автомобиле или в метро, при просмотре фильмов включать английские субтитры, во время зарядки слушать и напевать песни на английском, и еще много чего. Когда у вас наберется более 10 различных вариантов, выберите самые простые и интересные из них и начните их использовать в повседневной жизни.
Также стоит уточнить ограничивающий критерий. Для этого задайте себе вопрос: сколько времени вы хотели бы вложить в изучение английского языка без ущерба для реализации других задач? Где можно взять это время или за счет чего его можно освободить? Насколько частыми должны быть ваши занятия? По итогам такой работы у вас точно появятся кое-какие рекомендации самому себе. Эту процедуру также можно проделать и с другими вашими убеждениями.
Определение ценностей, с которыми связано обучение, и усиление их значимости
Чтобы определить ценности, вам необходимо проделать следующее:
Сделайте анализ вашего времени за неделю, на что вы его тратили, и сколько. Сколько времени у вас уходит на работу, на какие конкретно дела? Сколько вы спите? Сколько отдыхаете? Сколько времени вы общаетесь с семьей, с друзьями?
Также проанализируйте, чем обусловлен ваш выбор профессии, места работы, места жительства, вашего круга общения.
Выделите свои предпочтения.
Затем пронумеруйте ваши ценности цифрами от 1 до 7 по степени значимости и постройте из них иерархию на листе бумаги.
В какую категорию входит обучение английскому языку, и какой ценности оно удовлетворяет? Подумайте, какие еще ценности может удовлетворять знание английского и как их можно реализовать.
Мотивация как система
Возьмите лист бумаги и напишите на нем 10 ваших самых важных целей в жизни. Желательно, чтобы они были из разных сфер жизни и не зависели друг от друга. Например, это могут быть такие цели:
1. написать статьи или книгу;
2. купить автомобиль;
3. освоить искусство публичных выступлений;
4. открыть свой бизнес;
5. посетить страны Европы, путешествовать;
6. сделать ремонт в квартире;
7. выучить английский язык и так далее.
Написав свои цели, оцените их, позитивны ли они, конкретны ли, экологичны ли, уместны ли, настолько ли важны для вас, от вас ли зависит их реализация. Если на все эти вопросы вы ответили «да», то следующий шаг – нужно расставить цели по порядку значимости.
А теперь подумайте, ваши успехи в английском языке способствуют продвижению других целей? Если да, то каких? Если нет, то почему нет связей? Может быть, вы просто не видите здесь скрытых ресурсов? Поэтому нужно представить, что эти связи существуют и найти все их.
Сгруппируйте несколько целей в 4-5 разных вариантов и посмотрите на них. Возможно, вы найдете контекст, где их можно было бы реализовать вместе. Не стоит критически рассматривать любые, даже самые «розовые» идеи, так как они могут существенно пострадать от критики. Ее стоит применить позже, ближе к стадии реализации. Из данного списка целей мы можем сгруппировать, например, первую, четвертую, пятую и седьмую. А выглядеть это будет так: открыть свой бизнес, например, курсы по обучению английскому языку, привлечь к сотрудничеству носителей из Великобритании. Тут же на своих курсах выучить английский язык, общаясь с носителями, затем поехать в Великобританию, заодно посетить и Европейские столицы, попутешествовать. Например, поучиться и поработать в Великобритании, а потом написать несколько статей или книгу на тему «Изучение английского для чайников» или «Путешествия по Европе». Вполне реальные цели, но когда-то и они были мечтами. Поэтому и вам не вредно было бы помечтать об овладении английским языком. Когда же дело дойдет до конкретного плана, можно будет подключать критику и трезво оценивать ситуации.
А теперь обратите внимание, как изменилась ваша мотивация в плане изучения английского.
|