Сегодня обязательным в Великобритании считается получение общего среднего образования. Это значит, что ученики оканчивают школу в возрасте 16 лет и могут искать работу. Однако получение общего свидетельства о среднем образовании не дает выпускникам права поступать в вуз. Для того, чтобы получить высшее образование, школьники должны пройти двухгодичный курс A-levels и сдать выпускные экзамены.
В возрасте 16 лет школьники сдают экзамен на получение общего свидетельства о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education). Как правило, ученики сдают 6-8 предметов, причем, если школьники хотят продолжать обучение, то они обязательно должны пройти экзамен по математике, английскому, естественным наукам и иностранному языку. Вопросы для экзаменов готовятся независимой экзаменационной комиссией. Эта же комиссия проверяет экзаменационные листы и выставляет оценки.
Экзамен считается успешно сданным, если ученик получил отметки A, B, C. Для получения права поступления на работу или прохождения курса предуниверситетской подготовки, ученики должны получить не менее 6 положительных оценок.
Экзамен на получение общего свидетельства об образовании (General Certificate of Education – GSE AS-levels). Этот экзамен сдается после прохождения первого года занятий по программе A-levels и не дает права поступления в ВУЗ. Это промежуточный экзамен для контроля знаний ученика.
После прохождения двухгодичного курса A-levels школьники сдают экзамены на получение Общего свидетельства об образовании продвинутого уровня – GCE A-levels (в принципе, экзамен A-levels можно сравнить с российским ЕГЭ, однако официально они не признаются равнозначными, т.е. окончание школы в России не дает ученику права поступать в британский университет. Для этого необходимо как минимум проучиться еще год в Великобритании и получить все необходимые свидетельства)
Минимум ученик должен сдать три экзамена. Максимум - пять. Предметы можно сдавать в любом наборе, но, как правило, школьники выбирают те предметы, которые включены во вступительный минимум выбранного университета. Например, для поступления на экономический факультет обязательным предметом является математика, для поступления на факультет психологии - биология.
Каждой оценке соответствует определенное количество баллов. Так, например, оценка A добавляет ученику 120 баллов, В - 100 баллов, С - 80 баллов. Выпускные экзамены A-levels являются одновременно вступительными в ВУЗ. Для того, чтобы оценить свои шансы, абитуриенту нужно сложить баллы, полученные на экзамене со вступительным балом факультета.
Если сопоставить выпускные экзамены в России и в Великобритании, то оказывается, что 9 класс считается несоответствующим стандарту GCSE. В целом, со стандартом GCSE сопоставимы экзамены после 11 класса по всем предметам, кроме английского языка.
Поступление в Университет или колледж
Выпускные экзамены A-levels являются вступительными экзаменами в университет. ВУЗы начинают принимать заявки за год до поступления, основываясь на результатах экзамена AS-levels. Ученики в праве послать заявки в 6 университетов. В ответ на заявки ученики получают условное предложение от университета. Это значит, что при успешном прохождении экзамена A-levels ученик может быть принят в соответствующий ВУЗ. В конце августа, когда объявляют результаты экзаменов A-levels предложение от ВУЗов становится безусловным. Из нескольких предложенных мест ученики выбирают 2 – основное и резервное.
Заявки в университеты подаются не напрямую, а через централизованную службу приема в университеты и колледжи – Universities and Colleges Admission Service (UCAS). UCAS запрашивает у абитуриентов всю необходимую для ВУЗа информацию.
График приема заявок:
1 сентября – UCAS начинает прием заявок от школьников
15 октября – крайний срок подачи заявок в Оксфорд и Кембридж, а также в другие университеты и колледжи на медицинские, стоматологические и ветеринарные факультеты
Декабрь – апрель – университеты высылают условные предложения мест
Экзамены A-levels: некоторые интересные факты
Впервые экзамены A-levels были введены в Великобритании в 1951 году. В 2001 году порядок сдачи был изменен: в соответствии с документом Curriculum 2000 были разделены на две части: после первого года обучения сдаются экзамены AS-levels, а после второго года – собственно экзамены A-levels.
Порядок сдачи экзаменов A-levels различается в зависимости от сдаваемого предмета. Так, по некоторым предметам выпускники пишут эссе, по некоторым им предлагается ответить на открытые вопросы, а часть экзаменов сдается в виде теста. По каждому предмету существует детальное описание, какие знания выпускник должен приобрести в результате двухлетнего обучения, какими навыками обладать.
Результаты экзаменов принимаются работодателями в том случае, если выпускник не хочет поступать в вуз, а хочет идти работать.
На подготовку бланка экзаменационного листа уходит в среднем 18 месяцев. За это время не только составляется список вопросов, но и специальная комиссия проверяет, достаточно ли времени для выполнения заданий экзамена, нет ли среди вопросов таких, которые допускают двойное толкование.
Экзаменационные листы проверяются независимой комиссией. Важная деталь: экзаменаторы никаким образом не связаны с той школой, экзаменационные листы учеников которой они проверяют. Как правило, экзаменаторами становятся учителя и преподаватели ВУЗов, для которых проверка экзаменов является второй работой. Хотя такая работа требует много времени, по признанию самих экзаменаторов, она позволяет им совершенствовать свои преподавательские способности и лучше готовить выпускников к прохождению экзаменов.
Каждый год стандарты выставления оценок меняются. Например, если в этом году для получения балла А нужно правильно ответить на 42 из 50 вопросов, то в следующем году, возможно, будет достаточно 40 правильных ответов. Стандарты разрабатываются в соответствии со статистикой предыдущего года и оценкой уровня сложности вопросов этого года.
Университеты могут не только выставлять минимальный проходной бал, но и указывать, по каким предметам какие оценки должны быть получены. Это значит, что некоторые университеты принимают учеников, получивших, например, оценки не ниже В-В-С, а другие просто определяют минимальное количество баллов, а собственно оценки для них не так важны. Конечно, чем престижнее ВУЗ, тем жестче правила приема.
Некоторые ученики считают, что для успешной сдачи экзамена можно включить в ответы на вопросы долю юмора. Однако это не так. Ученики должны показать четкое знание предмета, а не свое чувство юмора. Кроме того, желательно писать разборчивым подчерком, без помарок, исправлений и орфографических и пунктуационных ошибок. Аккуратные работы производят положительное впечатление на экзаменаторов.
Существует мнение, что количество положительных оценок лимитировано. Однако на самом деле это не так, и система призвана объективно оценивать знания ученика.
В последние годы количество учеников, получивших оценки А, увеличивается. Одни связывают это с введением инновационных методов обучения, благодаря чему материал лучше усваивается. Другие - со снижением уровня сложности экзаменационных вопросов. Все это приводит к тому, что Университеты предлагают поступающим пройти дополнительные экзамены, для того, чтобы лучше оценить подготовку абитуриентов.
Школы тоже совершенствуют систему экзаменов. Часть школ Великобритании предлагает ученикам сдавать экзамены на получение степени "International Baccalaureate", которая подразумевает расширенную академическую подготовку, обязательное написание эссе по всем предметам, а также изучение такой философской дисциплины, как "теория знания".
В декабре 2006 года правительство Великобритании наряду с решением продлить срок обязательного образования до 18 лет, предложило увеличить число школ, закончив которые ученикам присваивается степень "International Baccalaureate".
|