В большинстве случаев, грамматика английского языка становится камнем преткновения в процессе обучения. Ее не любят все и вся. Ее не выделяют как один из легких аспектов языка. Она отбивает желание заниматься языком. Почему так получается? Ведь обучение грамматике английского языка не является факультативом. Это тот фундамент, на котором и держится грамотный английский язык. Что мешает нам отнестись к ней с энтузиазмом?
Что такое грамматика английского языка?
Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, видов словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определенный свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи. Кто-то считает, что грамматика не сложна и не доставляет никаких неудобств. Почему же для остальных обучение грамматике английского языка дается с таким трудом? Как мне кажется, дело в том, что при слове «грамматика» мы сразу представляем себе перечень скучных, нудных, неинтересных правил, которые нужно зубрить, чтобы хоть что-то запомнить. Десяток лет назад так и было. Однако в наши дни при большом ассортименте материала обучение грамматике английского языка можно сделать увлекательным познавательным процессом.
Хотелось бы подчеркнуть: сейчас многие предпочитают говорить о том, что грамматика не нужна вовсе. Стоит лишь обогатить свой словарный запас, попасть в языковую среду – вуаля, дело сделано! Вы говорите на английском. Да, вы заговорите, вопрос лишь в том – на каком уровне? На этом принципе строится практика английской речи с носителями языка. Ее основной целью ставится снятие языкового барьера, то есть боязни разговаривать на английском языке. Ошибки в речи не имеют значения. Главное – говорите как можно больше и вас поймут. Но наличие в вашем арсенале большого количества слов и полное отсутствие знаний о том, как их вместе употребить, все-таки, вынудит вас заняться обучением грамматике английского языка. Вот почему я советую не контактировать с носителями, пока вы не получить базовую основу грамматики. Но и здесь не нужно перегибать палку. Как и грамматику, необходимо отрабатывать и другие навыки и умения: чтение, письмо, разговорная речь, аудирование. Все это должно идти в комплексе – вот в этом случае вы добьетесь нужного эффекта.
Каким должно быть обучение грамматике английского языка?
Прежде всего, стоит запомнить, что английский язык – это не ваш родной, к которому вы так привыкли и который вы используете в общении, практически не задумываясь о теории. Иностранный язык требует уважения и понимания того, что он может отличаться от вашего. При обучении грамматике английского языка возникают проблемы с осмыслением того или иного явления, например, артикля или большого количества времен. А вот и не надо здесь включать логику и пытаться сопоставить все это с русским языком. Постарайтесь лишь понять и принять эти нормы, как особенности английского языка. Так вы не навредите вашей нервной системе и не будете с отвращением относиться к грамматике. Никогда не приступайте к изучению более сложного материала, если не уверены, что его фундамент «стоит прочно». Лишь твердое знание основ поможет вам относительно легко воспринять вещи посложнее. И самое главное, на мой взгляд – это, прежде всего, воплощение, а затем отработка усвоенной теоретической информации.
Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Это могут быть схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, то есть все, что позволяет визуально показать смысл данного правила. Это цели, например, служит ресурс englishtenseswithcartoons.com, который объясняет времена английского языка с помощью картинок и flash-мультов. Из книг интересна “Picture Grammar for Children” by David Vale. А можно еще проводить обучение грамматике английского языка на основе песен, как предлагает Mark Hancock в своей книге “Teaching Grammar through songs”. Главное, никогда не учите грамматику на «голых» примерах, совершенно оторванных от жизненных ситуаций. Все, что вы изучаете или даете для изучения кому-либо, должно быть представлено в контексте реальной разговорной речи.
И, конечно, наиболее полезной частью обучения грамматике английского языка является практика теории для активизирования грамматического материала и развития речи. Пусть это будут не только упражнения (в большом количестве), но и разнообразные игры, диалоги, соревнования. А идеи для всего перечисленного можно почерпнуть из книг Peter Watcyn-Jones под названием “Grammar Games and Activities” и “More Grammar Games and Activities”.
Сделайте процесс обучения грамматике английского языка интересным, и вы перестанете воспринимать ее как «что-то отталкивающее».
|