ГлавнаяО языкеКнигиГрамматикаФонетикаНовостиКурсы иностранных языков
 

Коммуникативный метод изучения языков: плюсы и минусы

Автор: Ядрышникова Александра Михайловна  
17.12.2011 03:17
Коммуникативный метод изучения языков: плюсы и минусы

Изучение иностранных языков при помощи коммуникативного метода на сегодняшний день является наиболее распространенным в мире. Этот метод признают самым эффективным и удобным даже те люди, которые не имеют представления, в чем же конкретно он заключается.

История

История коммуникативного метода изучения иностранных языков началась в 60-70-х годах прошлого века в Британии. Именно тогда английский язык стал использоваться в качестве международного языка. Методики изучения языка - аудиолингвальная и грамматического перевода, которые на тот момент считались надежным традиционными способами, во многом не устраивали людей, изучающих английский язык как иностранный. Эти методики были направлены в первую очередь на глубинное и системное изучение языка. Обучающиеся же имели сугубо функциональный взгляд на изучаемый иностранный язык. Им требовалось изучение языка исключительно как инструмент коммуникации. Они хотели иметь возможность немедленно применить полученные знания на практике.

Как позже оказалось, люди, изучавшие язык для общения, сегодня совершенно не владеют разговорной речью, сленгом, речевым этикетом и в реальной ситуации общения с другими людьми чувствуют себя абсолютно беспомощными. Это и поспособствовало тому, что многие элементы обучающих систем, которые якобы не участвовали в развитии речи, были вытеснены из учебного процесса. Коммуникативный метод изучения иностранных языков не является системным и целостным. Этот метод включает несколько приемов, рассчитанных научить человека эффективно и качественно общаться в новом языковом обществе. Многие из этих приемов нельзя назвать новыми, так как они использовались и ранее.

Предмет изучения

Старые системы изучения иностранных языков, по которым написано большинство школьных учебников и учебных пособий, все тексты и диалоги специально подгоняют под изучаемую лексику и грамматику, в результате чего ученики получают скучные и неинтересные типовые фразы: My name is Alex. I wake up at 7 o’clock и тому подобные, которые вынуждены заучивать. Вместо этого коммуникативный метод использует такие новые и интересные приемы, как обыгрывание реальных ситуаций, ролевые сценки, имитация реальных жизненных событий. Такой метод обучения побуждает и мотивирует учеников к разговору. Они начинают сами активно принимать участие в диалогах и обсуждать различные темы.

Наиболее эффективно у студентов и учеников развиваются коммуникативные способности, тогда когда тема обсуждения хорошо знакома на родном языке, если она актуальна как среди обучающихся, так и в обществе в целом. Например, музыка, политика, спорт или тема, затрагивающая жизнь самих студентов, и так далее. В этом случае разговор становится не надуманным, а спонтанным, непринужденным. А такие темы, как биография Шекспира или руководство по разведению кактусов, вряд ли можно встретить в учебниках западных школ. «Книжный» и «научный» стили преобладают только в учебниках более высокого уровня.

Отличие коммуникативного метода от других методов заключается в том, что здесь не используются повторения и запоминания, а ведется беседа с «открытым окончанием». То есть обучающиеся сами управляют своей беседой, а ее исход зависит от ответов и реакций собеседников в классе. Чтобы поддерживать интерес учеников к таким занятиям, ежедневно выбираются и обыгрываются новые ситуации, потому что главной целью каждого в группе является осмысленное общение на актуальные темы.

Устная речь на коммуникативных уроках значительно преобладает над чтением и письмом. Выбрав тему для обсуждения и задав нужное направление урока своим студентам, учителю необходимо их «разговорить». Затем он отходит от разговора, в основном слушает и иногда корректирует своих учеников. Главное, чтобы эти корректировки также проходили на изучаемом языке.

Недостатки метода

Многие педагоги в последнее время ведут достаточно много споров по вопросу, стоит ли исправлять ошибки в речи своих учеников и как это делать правильно. Мнения педагогов разделились на три фронта. Одни считают, что исправлять ошибки не нужно. Главное, чтобы студенты много и быстро разговаривали, имели возможность самовыражения. Другие же говорят о том, что элементарные ошибки исправлять все же нужно. Третьи, чья численность неуклонно растет, придерживаются мнения, что нужно учиться разговаривать правильно, а не как-нибудь. Кроме того, как сообщил известный методист Пенни Эр, в последние годы студенты стали сами требовать у преподавателей, чтобы те исправляли ошибки речи, ведь у них еще впереди или международный экзамен, или устройство на работу, или поступление в учебное заведение. А там необходимо больше, чем просто беглая речь.

Также слабым звеном коммуникативного метода является изучение грамматики. Многие считают, что грамматика усвоится сама по себе, то есть, специально изучать ее не стоит. Однако, это не так. Изучение грамматики в коммуникативном методе обучения должно занимать 30% учебного времени. Но эти знания даются бессистемно, часто представляются в форме короткого комментария. В итоге студент, так и не поняв логики языка, не может полноценно им пользоваться.

Еще один известный педагог английского языка Майкл Суон так говорит о коммуникативном методе: «Это, безусловно, замечательный метод. Однако не понятно, почему грамматическую форму считают совершенно неважной. Из-за этого заблуждения очень многие учителя английского языка, прошедшие обучение в Британии, не имеют ни малейшего понятия о грамматике. Изучение языка перестали воспринимать как систему. Люди бросаются из крайности в крайность, то воспринимая и изучая грамматику как систему, то изучая только разговорную речь, ничего не зная о самом языке».

Пенни Эр считает, что в будущем коммуникативный метод также будет занимать лидирующие позиции среди других методов изучения иностранных языков. Однако все недочеты, которые на сегодняшний день выявлены в его развитии, будут учтены и исправлены. То есть язык будет изучаться не просто для того чтобы выжить в чужом государстве, а для качественного международного общения. А чтобы это было реализовано, необходимо установить баланс между коммуникативным и традиционным методами изучения языков.

http://comtutor.ru - Семейство онлайн курсов для изучения английского языка