ГлавнаяО языкеКнигиГрамматикаФонетикаНовостиКурсы иностранных языков
 

Нейролингвистическое программирование при изучении английского языка

Автор: Ядрышникова Александра Михайловна  
9.12.2011 12:03

Первые книги на тему нейролингвистического программирования появились еще 20 лет тому назад. Это труды, принадлежащие Р. Б. Дилтс, Р. Бендлер, Д. Гриндер и Р. Энтони. Сегодня этот психологический прием широко используется как авторитетный метод в маркетинге, рекламной деятельности и отношениях с общественностью. В настоящий момент существует масса курсов, обучающих общению не только с покупателями и публикой, но и с членами семьи.

Однако несмотря на это в России по-прежнему на первом месте находится научный подход, а нейролингвистическое программирование не перестают обоснованно критиковать. Один из российских психологов – А. А. Брудный считает, что это просто разрекламированный психологический подход, который легок и прост только теоретически, но не имеет никакой научной платформы.

На самом деле, и правда, все, что связано с нейролингвистическим методом изучения английского языка, не особо эклектично и доказуемо. Практикующие этот подход педагоги до сих пор не могут представить ни одного подтвержденного реальными фактами и валидного результата эксперимента. Основной принцип нейролингвистического программирования состоит в следующем: "Я тебя научу, как использовать эти знания с тем, чтобы ты научил другого, как использовать эти знания" и т. д. При этом полученные знания практически не используются. В итоге все это очень сильно напоминает «интеллектуальную пирамиду» или «сетевой маркетинг».

Основываясь на этих выводах, правильнее считать, что нейролингвистическое программирование – это не теория, объясняющая коммуникацию, а определенный перечень техник, применяющихся для успеха в речевом общении.

Но если теория популярна, значит, она оказывает определенное влияние на успех в деле изучения английского языка. Этот факт настораживает и заставляет ученых выяснить преимущества НЛП при изучении иностранного языка.

В чем же заключаются основы НЛП при изучении английского языка?

В трех составляющих:
•    Психофизиологическом аспекте владения речью;
•    Лингвистической стороне овладения английским языком;
•    Воздействии на людей процесса речевого общения, с помощью которого можно даже урегулировать их поведение.

Психофизиологический аспект НЛП

Методика предполагает, что каждый человек имеет индивидуальный канал восприятия и хранения информации. Такую себе систему репрезентации. В ее основе лежит несколько каналов восприятия материала, но есть ведущий, через который человек и получает большую часть новой информации. Таким каналом может быть звуковое, визуальное или кинестетическое (ощущения) восприятие материала.

Кроме того, некоторые исследователи НЛП выделяют также такой канал усвоения информации, как интеллект. Благодаря этому обозначают еще дигитальную и рациональную систему. Рациональная система базируется на логике и мышлении. А вот чувственный канал восприятия нового материала подразумевает кожную и мышечную чувствительность, вкусовые ощущения и обоняние.

В психологии репрезентационная система состоит из таких составляющих, как слуховой, кинестетический и зрительный модули. Также существует интереоцептиная и проприоцептивная составляющая, о которой НЛП обычно умалчивает, приписывая все успехи в обладании новыми знаниями на свой счет.

Единственное преимущество НЛП в том, что она предлагает разделить людей по типам на основе доминантного канала восприятия мира. На основе психотипов НЛП определяет учащихся в отдельные группы по изучению языка. Человек с преобладающим зрительным каналом восприятия – визуал, слуховым – аудиал, чувственным – кинестетик.

Лингвистический аспект НЛП

Выявить ведущий канал восприятия у людей можно и на основе употребляемой им лексики. Ниже мы представляем слова общеупотребительной лексики, которые могут доказывать доминирование одного или другого канала:

Визуал: видеть, наблюдать, рассматривать, глядеть, светиться, блестеть, вспыхивать, отражать, казаться, темнеть, вид, точка зрения, глаз, знак, горизонт, смутно, луч, белый, круг, красный, зоркий, коричневый, красивый, ярко, форма, тускло.

Аудиал: говорить, слушать, бормотать, молчать, свистеть, звать, разговор, мотив, голос, мелодия, молча, молчание, тишина, звук, тихий, громкий, звонкий, громко, шумный, вслух.

Кинестетик: вздохнуть, чувствовать, гладить, ощущать, давить, жарить, жать, боль, ударять, голод, вес, остро, вкус, жара, гладкий, сила, твердый, мягкий, скользкий, холодный.

Разумно мыслящий: думать, напоминать, думающий, догадываться, знать, мысль, забывать, мнение, разум, убеждение, память, умный.

Кроме того, есть и словосочетания, связанные с применением этих классов слов. Например, визуал скажет «рассматривать проблему» или «иметь точку зрения». Аудиал – «звонить во все колокола», «прислушиваться к голосу разума». Кинестетик – «принимать близко к сердцу», «ощутить остроту проблемы». Также есть и целые высказывания с преобладанием определенной модальности. К примеру, визуалы скажут: «Давайте рассмотрим эту проблему с иной точки зрения» или «Надо посмотреть, что будет потом».

Кинестетики выскажутся следующим образом: «К решению этой трудной задачи нужно подойти с другой стороны и решить ее в сжатые сроки, так как мы ограничены во времени».

Аудиалы произнесут: «Давайте послушаем, что скажет другой студент».

Компьютерный анализ текста в НЛП

Сегодня используются определенные программные средства для анализа текста. Чаще всего они изначально заложены в словари. Это та же программа Latent Semantic Analysis от Knowledge Analysis Technologies и Intelligent Essay Assessor. У нас есть свой аналог под названием ВААЛ.

Личностный аспект в НЛП

По данным статистики, 40% людей визуалы, 40% - аудиалы, 20% - кинестетики. Нашей природой заложено чувственное восприятие реальности. Затем следует активное развитие визуальной системы. Ученые предполагают, что знания и социальный опыт могут быть переданы посредством ощущений. А успех в изучении какого-либо предмета, в том числе и изучения английского языка, зависит от степени развития именно визуальной системы как доминирующей и репрезентирующей. Ведь физически емкость зрительного канала в несколько раз выше емкости чувственных. А объемные и яркие образы позволяют эффективно организовать полученный объем информации во «внутренние карты».

Согласно НЛП, даже аудиальная система зависит от развития визуальной. Ведь грамотные люди сначала видят, что слово написано правильно или не правильно, так как сравнивают его написание с хранящимися в их памяти зрительными образами правильного написания слов.

В разговорном русском языке 85% фраз кинестетические, 5 аудиальные и 10 визуальные. В языке СМИ 55% фраз – это кинестетические и визуальные. Другими словами, более половины россиян воспринимают любую информации не на вербально-рациональном уровне, как это считалось ранее, а при помощи кинестетико-визуальной лексики.

Подводя итог всему сказанному выше, хотелось бы отметить основные постулаты НЛП. Используя их при изучении английского, язык можно выучить быстрее, легче и глубже:

Большинство людей воспринимает информацию за счет разных каналов. Но лучше всего воспринимаются тексты, содержащие языковые фразы, относящиеся ко всем каналам репрезентационной системы. Текст, оказавший воздействие на все каналы восприятия, запомнится быстрее и легче.

У каждого человека есть свой наиболее эффективный канал восприятия. Если при передаче информации акцентировать внимание именно на нем, то она будет усваиваться лучше. И наоборот, чем меньше нагрузка на данный канал, тем слабее человек воспринимает информацию.

Для эффективной коммуникации между людьми должны использоваться общие для них каналы восприятия. Например, для собеседника более значима информация, описанная в специфичных для него предикатах. В итоге двум людям с одинаковым ведущим каналом восприятия договориться намного легче, чем людям с разными каналами.

 

http://comtutor.ru - Семейство онлайн курсов для изучения английского языка